Предмет и содержание дисциплины «Коммерческая деятельность», страница 2

Тема вторая является фундаментом дисциплины, так как раскрывает содержание коммерческой деятельности, принципы её выполнения.

Наука о коммерции формируется на основе теории рынка, под влиянием законов стоимости, предельной полезности, спроса и предложения в условиях многообразных форм собственности.

Коммерческая деятельность на промышленных предприятиях подразделяется на: закупочную и сбытовую.

При выполнении закупочной деятельности предприятие должно изучить рынок сырья, материалов, знать динамику цен на рынке, расходы по доставке продукции на рабочее место. При этом акцентируется внимание на важности соблюдения последовательности основных этапов закупки, а именно: исследование и оценка рынка сырья, материалов; составление плана закупок на основе выявленной потребности; организация процесса закупки материальных ресурсов; осуществление расчетов с поставщиками.

Сбыт готовой продукции является сложным процессом реализации продукции в целях превращения товара в деньги в соответствии с запросами потребителей. Этот процесс интегрирует в себе следующие направления коммерческой деятельности: планирование ассортимента; создание выгодных коммерческих связей; оперативно-сбытовую работу с выделением графиков отгрузки продукции; приемку от цехов-изготовителей готовой продукции на сбытовые склады; организацию процесса отгрузки продукции в соответствии с заключенными договорами и контроль за их выполнением.

Коммерческая деятельность сферы товарного обращения является важнейшим фактором эффективности рыночного механизма, так как через данную сферу в России проходит более 2/3 общего объема национального товарооборота.

Материальным воплощением коммерческой деятельности является коммерческая система, которая представляет интегрированное целое в виде производственно-торгового комплекса товаров, услуг, существующего в определенной экономической, правовой, культурной и территориальной среде в конкретный момент времени. Результатом функционирования коммерческой системы является полученная прибыль от выполнения обменных процессов купли-продажи.

Коммерческо-посредническая деятельность направлена на: поиск выгодных партнеров; организацию процессов купли, продажи и перепродажи; оказание услуг по сбору рыночной информации, организации сервиса, инжиниринга, аутсорсинга и т.п.

Главным действующим лицом коммерческой системы выступает посредник.

Посредник - это юридическое или физическое лицо, находящееся между другими контрагентами рынка и выполняющее функции по стыковке их интересов в части обмена товаров, информации и услуг.

На рынке России ведущими институтами посредничества выступают институты дистрибьюторов, дилеров, агентов и брокеров.

Независимые оптовые посредники - дистрибьюторы бывают с полным набором услуг, имеющие складские комплексы и с неполным набором услуг для реализации скоропортящихся сельскохозяйственных продуктов. Эти оптовые посредники зависят в своей деятельности от требований изготовителей продукции в рамках договора на дистрибьюцию.

Дилеры представляют независимый институт посредников, который приобретает и продаёт товары, услуги на собственный страх и риск по любой цене, не зависящей от требований изготовителей продукции.

Агенты и брокеры занимают прочные позиции по торговле сырьем, машинами, оборудованием, запасными частями.

Среди многочисленных групп агентов выделяются две группы - это промышленные и торговые агенты.

Промышленные агенты, как правило, заменяют в компании - производителя сбытовой аппарат и работают за комиссионное вознаграждение.

Торговые агенты работают в рамках агентского соглашения за счет и в интересах другого лица, так называемого принципала, который является владельцем товара, услуги.

По объему полномочий торговые агенты подразделяются на: универсальных, которые могут совершать любые юридические действия от имени принципала; генеральных, имеющих право заключать сделки исключительно в зоне деятельности принципала; специальных, уполномоченных заключать только те сделки, которые указаны в доверенности на совершение купли-продажи.