Менеджмент. Ответы на экзаменационные билеты с 21 по 30, страница 4

Билет 26.

В.1. Эл-ты сис-мы работы с кадрами.

Первый ее эл-т – формир-ние штатной стр-ры кадровой сис-мы, ее формальной составляющей.

Стр-ра кадровой сис-мы определена  стр-рой управления и выраж. в сис-ме долж-тей, в сис-ме управленческих профессий и штатном расписании.

Осн. блоком сис-мы работы с хоз. кадрами явл. подбор кадров. В состав этого блока входят набор, выдвижение, ротация, резерв, расстановка. уход.

Еще одна важная проблема – оценка кадров. Она пронизывает всю сис-му работы с кадрами – подбор, учебу, мотивацию деят-ти.

Кадровая сис-ма. как и управление эк-кой в целом, - динамичная. развивающаяся обл-ть. В управлении кадрами выдел. те же блоки, что и в управлении всеми чел. рес-сами. Говоря о сис-ме работы с кадрами, необх. учитывать гос. сис-му в гос. секторе и сис-му негос. орг-ций.

Гос. сис-ма работы с кадрами юр. регламентирована. В негос. орг-циях порой вообще нет оформившихся сис-м работы с кадрами, господствуют эмпиризм и случайности.

В.2. Пок-ли эффективности управления.

При оценке эффективности управления необх. комплексное применение всей сис-мы обобщающих и частных пок-лей.

Эффективность управленческой деят-ти применительно к субъекту управления может характеризоваться колич. (эк. эффект) и кач. пок-лями (соц. эффективность).

Колич. пок-ли деят-ти сис-мы управления – комплекс труд. пок-лей – экономия живого труда в сфере управления, фин. пок-ли деят-ти сис-мы управления, пок-ли экономии времени.

Особо важное значение имеют пок-ли соц. эффективности – повышение научно-технич. ур-ня управления, повышение квалификации менеджеров, формир-ние организац. к-ры, управляемость сис-мы, удовлетворенность трудом.

Если в рез-те рационализации  управления удается достичь высокого ур-ня указанных пок-лей, то происх. положит. сдвиг в рг-ции сис-мы управления  и достигается эк. эффект

Билет 27.

В.1. Осн. принципиальные модели орг-ции. Ситуац. модель.

В.2.Понятие стратегического менеджмента, выбор стратегии.

Стратегич. управление явл. относительно новым направлением развития менеджмента. Его основателем явл. Ансофф, кот. сформулировал проблему двойной стр-ры. Смысл ее состоит в том, что аппарат управления должен состоять из 2 блоков. 1. Оперативное управление – контроль и управление текущей деят-тью, большое кол-во менеджеров. 2. Стратегическое управление - определение долгосрочных целей и путей их достижения, относительно небольшая численность менеджеров.

Первонач. стратегия означала искусство военноначальника одерживать победы. Стратегия предст. собой ориентир. философию развития, направленную на перевод орг-ции из текущего состояния в будущее идеальное.

Стратегия явл. моделью достижения долгосрочных целей. В своей сути стратегия явл. многоуровневым понятием. 1. Функциональные стратегии или политики (маркетинг, производственная политика, техника управления персоналом, инвестиционная, ценовая). 2. Стратегические проекты и программы. 3. Стратегически важные мероприятия.

В настоящее время не сущ. целостной универсальной сис-мы стратегич. управления, разработаны след. школы данной науки.

1. Школа стратегич. планирования (формализация процедур стратегич. управления. Основал Ансофф. Стратегия – как четко регламентированный план)

2. школа позиционирования – М.Портер – 5 сип конкуренций.

3. Школа предпринимат-ва – ее подходы разрабатываются для малого и среднего бизнеса

4. Когнитивная школа – разработка стратегии на основе познания.

5. Школа обучения – привлечение сторонних специалистов в стратегич. управление. Стратегия будет эффективна, если основана на обучении персонала.

Выбор конкретной стратегии в орг-ции осущ. в след. порядке – 1. процесс разработки стратегии исходя из внешних усл. фирмы. 2. Определение номенклатуры продукции, с кот. фирма собирается выйти в стратегич. зону хоз-ния. 3.Разрабатываемые стратегии проверяются на соответствие выбранным целям орг-ции с учетом спроса, технологии на всех стадиях жизненного цикла изделия или срока действия фирмы. 4. Стратегия окончательно доводится до ее реал-ции с пом. матрицы, каждый квадрат кот. фиксирует конкретную стратегию и ее эл-ты. 5. Осущ. оценка выбранной стратегии и разрабатываются конкретные действия фирмы по реал-ции стратегии.