Финансово-кредитные отношения как основа дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит», страница 5

По отношению к федерации, субъектов РФ или муниципалитетов под бюджетом обычно понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Основным нормативным актом, регулирующим бюджетные отношения в РФ, является бюджетный кодекс.

Как любой финансовый план бюджет состоит из двух частей: одна часть показывает источники средств, а другая направление их расходования. Нельзя путать источники средств и доходы бюджета. Первое понятие шире второго и включает кроме доходов еще и средства, полученные на основе принципов срочности, плановости и возвратности. Последние охватываются понятием «государственный кредит» и принципиально отличаются от доходов.

Доходы бюджета делятся на две большие группы: налоговые доходы и неналоговые доходы. Первая группа является преобладающей и дает бюджету около 90% всех его доходов. К налоговым доходам относятся доходы, взимание которых регламентируется Налоговым кодексом РФ.

Наиболее значительные поступления средств в бюджет обеспечивают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и налог с продаж. Прямые налоги в РФ представлены: налогом на прибыль, налогами на имущество, налогом на доходы физических лиц и другими.

Доходы, расходы, заемные средств классифицируется в бюджете по определенным признакам с присвоением каждому доходу и каждому направлению расходов своего собственного номера, что называется «бюджетной классификацией».

В случае, если доходы бюджета не покрывают его расходы государство прибегает к источникам покрытия бюджетного дефицита. Среди которых наибольший удельный вес в РФ занимают займы.

В зависимости от того, в какой валюте получен заем, разделяют внутренние и внешний займы. Внутренние займы размещаются в рублях, внешние – в иностранной валюте.

В кредитных отношениях государство может участвовать не только как заемщик, но и как кредитор и гарант. Однако традиционно преобладающим является первое направление.

Государственные ценные бумаги, выпущенные для покрытия бюджетного дефицита или рефинансирования ранее сделанных долговых обязательств образуют рынок государственных ценных бумаг. До кризиса в августе 1998г. рынок государственных ценных бумаг в РФ активно развивался. После кризиса восстановление рынка началось только в первой половине 2000г., когда вновь появился спрос на государственные долговые обязательства. В настоящее время рынок государственных ценных бумаг ежегодно увеличивается. И отличается высокой надежностью и устойчивостью.

Совокупность различных бюджетов образует бюджетную систему.

В разных государствах состав бюджетной системы может быть различным и определяющим в этом отношении является государственное устройство. Бюджетная система РФ определяется Конституцией России и Бюджетным кодексом. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Следует различать бюджетную систему и бюджетное устройство. Термин «бюджетное устройство» шире термина «бюджетная система».

Бюджетное устройство – организация бюджетной системы, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов. БК РФ определил 13 принципов построения бюджетной системы.

Каждое из звеньев бюджетной системы РФ независимо от других звеньев и не входит своими доходами и расходами в вышестоящее звено бюджетной системы. Для определения степени концентрации средств определяют консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет – это свод бюджетов соответствующей территории.

Наибольший удельный вес в консолидированном бюджете РФ занимает федеральный бюджет. Именно за счет средств этого бюджета обеспечивается финансирование расходов, имеющих общефедеральное значение, а именно: расходов на оборону, проведение общегосударственной внешней политики, содержание федеральных органов управления, федеральные целевые программы.