Теоретические основы дисциплины «Информатика», страница 2

В связи с переходом в России к рыночным отношениям в новых экономических условиях открылись реальные возможности повышения эффективности работы аппарата управления. Это происходит за счет закупок за рубежом современных ПК, развертывания отечественного производства технических и программных средств, создания рынка информационных услуг.

В настоящее время расширение масштабов и повышение эффективности информационной деятельности тесно связаны с совершенствованием информационных технологий, постоянным поиском путей результативного сочетания возможностей человека и ПК в условиях автоматизированных систем управления. Наряду со сверхскоростной обработкой больших массивов первичных данных, информационным и методическим обеспечением решения стратегических проблем управления, все большее распространение получают системы подготовки и принятия решений. Это сложные информационно-вычислительные комплексы, с помощью которых руководитель может моделировать прогнозные ситуации, анализировать их и в диалоговом режиме выбирать нужные обоснованные решения. Информационное обслуживание специалиста-аналитика, руководителя, в этом случае, осуществляется в диалоговом режиме, для чего используются системы автоматизированных электронных офисов, разработки в области искусственного интеллекта.

Значительным достижением в области прикладной информатики явился электронный офис. Его внедрение в практику радикально изменило организацию и технологию работы специалиста и руководителя. Информационное обеспечение работников управленческих служб стало базироваться на широком применении ПК. Именно ПК составляют техническую и технологическую основу информационных систем. Они позволили специалистам в режиме диалога получать всю необходимую информацию из разветвленной, а нередко и удаленной сети концентраторов фактов, аналитических сведений и накопленных знаний (банков данных и банков знаний).

В условиях автоматизированного офиса на реализацию с помощью ПК переводятся все процессы ведения любой конторской работы. Прежде всего, это относится к разработке плановых показателей, ведению учетных операций, формированию используемой внутри организации для управления и контроля за производственно-хозяйственной деятельностью и представляемой в вышестоящие руководящие и контролирующие органы разнообразной отчетности. Автоматизированный электронный офис за счет системы телекоммуникаций создает для руководителей реальные возможности проведения заочных и даже очных совещаний, конференций. Новые технические средства открывают широкие перспективы развития возможностей производственного, делового межличностного общения между руководителями и подчиненными, а также общения руководителя организации с вышестоящими органами управления. Изменения технологии управленческой деятельности сказываются на повышении требований к каждому специалисту и руководителю. Прежде всего, оказываются востребованными их профессиональные знания, навыки работы в коллективе, умение реализовывать управленческие функции в новой информационно-технологической среде. На первый план в требованиях к специалисту выдвигаются умение и навыки работы со сложной вычислительной техникой, наличие знаний и умение стратегически мыслить, принимать обоснованные решения. Именно возможности информатики и, в частности, работа в среде новых информационных технологий, позволяют для повышения эффективности принимаемых решений, моделировать производственные и финансовые процессы, в сжатые промежутки времени анализировать значительные объемы информации, быстро ориентироваться при возникновении проблемных ситуаций, четко обосновывать принятые решения, своевременно доводить их до исполнителей.

Завершая раскрытие понятия информатики, хочется подчеркнуть, что именно технические, методические, информационные, программные ее аспекты должны быть освоены Вами в учебном процессе, который предлагается в условиях дистанционного обучения для формирования у Вас, студентов ВЗФЭИ, навыков работы экономиста новой формации. Поэтому четко сформулирую цели, которых должен достигнуть каждый студент в результате изучения дисциплины «Информатика»: