Общая характеристика дисциплины "Государственное регулирование экономики"

Страницы работы

48 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Государственное регулирование экономики. Обзорная лекция

для студентов IV курса специальности 061000 - «Государственное и муниципальное управление»

Кафедра Региональной экономики и управления

Автор:  д.э.н., проф. А. Н. Бойко

Тема 1. Предмет и задачи дисциплины государственного регулирования экономики (далее ГРЭ)

Вопросы:

1. ГРЭ как особая форма управления социально-экономическими процессами.

2. Научные взгляды и школы о роли государства в экономической жизни общества.

3. Научное обоснование необходимости, сферы применения и возрастания роли государства в регулировании экономики.

Вопрос №1.

Предмет ГРЭ: научная дисциплина, изучающая формы, методы, способы участия государства в экономической жизни страны и воздействия на социально-экономические процессы в интересах эффективного экономического развития и роста благосостояния общества.

Управление в широком смысле включает в себя и понятие «регулирование экономики» как способа косвенного - корректирующего, «донастраивающего» воздействия на социально-экономические процессы в целях придания им нужной направленности и устойчивости.

Государство всегда было субъектом хозяйственной жизни общества, о чем свидетельствуют труды древних мыслителей. Вопрос - только в «мере» участия.

С вступлением капитализма в монополистическую стадию развития «ГРЭ» стало обязательным и усиливающимся фактором успешного экономического развития (опыт Франции, Японии, Китая и др. азиатских стран.

Вопрос №2.

Изложен в учебном курсе «Система государственного управления», где рассматривалась классическая школа - либеральная и кейнсианство - школа «государственного дирижизма».

Вопрос №3.

Даже западная экономическая наука давно обнаружила и раскрывает «Фиаско», «провалы», «осечки» рынка вопреки либеральным апологетам капитализма.

Некоторые «Фиаско» рынка:

Проблемы «внешних эффектов» (издержек перелива), когда к примеру загрязнение окружающей среды никак не отражается в издержках производства и цене товаров а перекладывается на общество.

Проблемы производства и выделения ресурсов на т.н. «общественные блага» (мосты, тоннели, автодороги, гидросооружения, дамбы, обустройство улиц и т.п.).

Последствия монополизации экономики (нет ценовой конкуренции).

Проблемы макроэкономической нестабильности - кризисы, высокая безработица, инфляция и др.

Социальная дифференциация и несправедливость.

Нефинансирование фундаментальных НИОКР.

Не обеспечивается перелив капиталов в капиталоемкие и низкорентабельные, убыточные и рисковые производства (объекты инфраструктуры и др.).

Не решает проблемы дифференциации регионов.

Не саморегулируется внешнеэкономическая деятельность.

Отсутствует регуляция перспективного развития производств.

Не удовлетворяет большинство социальных потребностей (образование, здравоохранение, культура жилье) только на рыночных условиях.

Не обеспечивается саморегуляция бумажно-денежного обращения.

В условиях кризисов, паники, массовых спекулятивных операций (на биржах) рыночные механизмы запредельно искажают реальную ситуацию.

Главный контраргумент - наличие «фиаско» государства:

·  Несовершенство работы государственных органов, отсутствие стимулов. Непрофессионализм чиновников. Бюрократизм.

·  Проблематичность принятия политических решений.

·  Политический популизм и политические интересы партий.

·  Непредсказуемость реакции населения.

·  Коррупция и неисполнительность. Слабость контроля.

·  Отставание в подготовке правовой базы и иных документов.

* Примечание: изъяны рынка и изъяны государства взаимодействуют и зачастую усиливают друг друга.

Похожие материалы

Информация о работе