Экономика отраслевых рынков как учебная дисциплина и как наука, страница 4

n  экономика отраслевых рынков, как и любая учебная дисциплина, имеет свои основания;

n  главными компонентами основания экономики отраслевых рынков как учебной дисциплины являются:

- целевой компонент, включающий в себя представления о ее желаемой результативности в рамках определенного временного интервала (представление о целях);

- содержательный компонент, объединяющий дидактически и методически обработанный учебный материал (представление о содержании);

- деятельный компонент, который характеризует используемые способы и средства (представление о методах);

- результативный компонент, отражающий полученные результаты и степень эффективности образовательного процесса.

Целевой и результативный компонент

Основные особенности:

n  образовательный процесс в рамках любой учебной дисциплины направлен на сформирование у обучаемых системы конкретных знаний, умений и навыков;

n  желаемую результативность изучение экономики отраслевых рынков определяют:

- получение знаний о специфике производства товаров, являющихся близкими заменителями с точки зрения их покупателей;

- формирование умений применять на практике полученные знания;

- получение навыков владения инструментами практической реализации полученных знаний;

n  результат образовательного процесса в рамках экономики отраслевых рынков олицетворяет все то, что влияет на профессиональную компетентность обучаемых;

n  показателем промежуточной результативности является оценка написания эссе и защиты его основных положений;

n  показателем итоговой результативности является получение экзаменационного зачета.

Содержательный компонент

Основные особенности:

n  содержательный компонент экономики отраслевых рынков олицетворяет дидактически и методически обработанный учебный материал который может быть изложен в следующей последовательности:

- базовые условия функционирования отраслевых рынков со стороны предложения и со стороны спроса;

- структура отраслевых рынков;

- поведение продавцов на отраслевых рынках;

- результативность функционирования отраслевых рынков;

- государственная политика относительно отраслевых рынков;

n  учебный материал можно излагать начиная от частного к общему или от общего к частному, в зависимости от того, насколько он связан с имеющимися знаниями у обучаемых;

n  изложение от общему к частного предпочтительнее в тех случаях, когда излагаемый материал слабо связан с имеющимися у обучаемых знаниями, содержит в основном новые для них сведения.

Деятельный компонент

Основные особенности:

деятельный компонент в рамках экономики отраслевых рынков может быть представлен методами ее обучения;

n  методы обучения в рамках любой учебной дисциплины отождествляются с системой предписаний, рекомендаций и образцов, указывающих на то, как сделать образовательный процесс более результативным;

n  в зависимости от источника получения знаний в рамках экономики отраслевых рынков можно выделить словесный метод (устное изложение и обсуждение учебного материала), наглядный метод (создание у обучаемых наглядных образов при помощи иллюстраций и демонстраций) и практический метод (получение учебной информации посредством практических действий);

n  в зависимости от присутствия или отсутствия элементов творческой деятельности в рамках экономики отраслевых рынков можно выделять информационный метод (обучаемые осознают и фиксируют в памяти готовую информацию) и проблемный метод (предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности).