Хронология нового времени стран Азии и Африки. Сущность династийных циклов и переходных периодов Китая. Политическая история Китая с конца 17 до нач. 19вв. Триединое учение. Опиумные войны в Китае и их значение, страница 33

До конца XVI в. среди капы-кулу очень жесткая система контроля, жесткая дисциплина, но когда Турция была затронута революцией цен, вся эта дисциплина рухнула, началась внутренняя смута.

Янычары – это пехота, их можно сравнить со стрельцами: не платили налоги, могли беспошлинно заниматься торговой деятельностью, получали жалование, правительство панически боялось не доплатить им, т.к. янычары регулярно поднимали бунты, могли свергнуть любого: они переворачивали огромные котлы в знак протеста и что они отказываются принимать пищу от султана, в интригах им помогали придворные, стражники императорского попугая и соловья, шуб, парикмахеры. Янычар панически боялось местное население, которое больше доверяло врагам. Янычары подрабатывали пожарными: поджигали богатые дома, потом тушили, параллельно грабили. Упразднить их получилось только в 1826 (их просто вырезали). Янычары не давали создавать новую армию, малейшая попытка приводила к бунту. Их бунты напоминают бунты стрельцов молодости Петра I. Петр I смог их убрать. Турецкие султаны-халифы долго не могли.

Военно-ленная система – это стержень, основа Османской империи. виды владений:

1)  в XVII в. было 50 тыс. тимаров – владения тимариотов, из тимаров состояла конница. Тимар – не условное земельное владение, не наследственное. Были на окраинах империи. Долго сипах-тимариот был не помещиком, а имел лишь определенную часть налогов, собираемых с этих земель. Доходы среднего тимариота равнялись годовому доходу ремесленника, плотника. Существовали разрядные книги, где все было прописано – кто какие доходы должен получать. Книги назывались канунамэ.

2)  Существовали крупные поместья – зиамы – их было около 3000. Были разбросаны по всей территории Турции. Владельцы – зиаметы.

3)  Капы-кулу получали отдельную землю – хасэ. Их потом конфисковали в пользу государства.

Делилось общество на 2 группы:

1)  военные – аскери

2)  податное население (райя).

Налоговая система была сложной. Суммы собираемых налогов постоянно уменьшались: в XVIIв. 50 % от возможных, в XVIII в. – 20%. Налоги часто становились чрезвычайными, собирали за несколько лет вперед. Мусульмане платили кушу – десятина, был поземельный налог – харадж. Не мусульмане платили джизию. Были налоги на сады и т.д. Головная боль – существование вакуфных земель: вначале их немного, но в XVIII в. – 80% от всех. Вакф / вакуфные земли не облагались налогами, их доходы – на содержание церковных объектов.

Люди намеренно переводили свои земли в вакф – это единственная гарантия сохранить землю, плюс даритель имел право на 20% доход с этой земли.

Никакой аристократии в османской империи не существовало. В результате Стамбул плохо выглядел: дома снаружи примитивные, внутри роскошь.

27. Специфика существования немусульманского населения в Османской империи.

У мусульман предписывалось уничтожать всех язычников. Вся земля делится на 2 части: мир войны, где мусульмане ведут джихад, и земля мира (мир ислама). Было понятие «люди Писания» - народы, исповедующие религию, связанную с Библией – евреи и христиане. К ним предписывалось относится доброжелательно, им разрешалось жить на земле ислама, но считались иностранцами. Эти немусульмане имели право экстерриториальности, у них своя система управления, которая дублировала систему Османской империи. Такие объединения назывались миллеты. Было 3 миллета: рум-миллет (православных христиан) – его глава константинопольский патриах, ехуди-миллет (еврейский) и эрмени-миллет (для армян). Миллеты возглавлялись миллет-баши, они заседали в императорском совете – в диване-мехумаюне. В рамках миллета своя система управления: строгая иерархия, в рамках миллета собирались налоги для султан-халифа. Патриарха ненавидили, так как он собирал налоги. В рамках миллета – тюрьмы, суды, стражники, школы, больницы. Христиане платили джизию – налог на неверных, с другой стороны, это плата за освобождение от военной службы. Они не имели права служить в армии, на государственной службе. Греки часто становились переводчиками, армяне – финансистами (принявшие ислам).