Отрасль в системе национального хозяйства, страница 3

Международная стандартная отраслевая классификация МСОК, применяемая ООН. Принципы: все виды деятельности разделены на 9 разделов. Например, код обрабатывающей промышленности 3. Каждый раздел делится на 9 подразделов (коды 31-39). Например, 38 – металлообрабатывающая промышленность, машиностроение, производство оборудования. 382 – машиностроение за исключением производства электрических машин. Далее подгруппы: например, 3821 – двигатели и турбины, 3822 – сельскохозяйственные машины и оборудование и т. д. Данная классификация ориентирована на группировку предприятий для анализа и расчета показателей национальной экономики в системе национальных счетов.

Другая классификация ориентирована на товарные группы. Это Международная Стандартная Торговая Классификация. По ней продукция машиностроения относится в основном к категории «7» - «машины и транспортное оборудование». Эта категория подразделяется на отделы и подразделы. Продукция машиностроения также включена в ряд других разделов. 71 – электрогенераторы, машины и оборудование, 72 – машины специального предназначения для конкретных отраслей: 721 – сельскохозяйственные машины, промышленные тракторы, 722 – трактора, 723 – машины и оборудование для гражданского строительства и т. д.

Возможен переход от одной классификации к другой посредством ключей перехода.

2.3. Различные аспекты понятия отрасли.

1.  До сих пор мы определяли отрасль как совокупность предприятий, производящих однородную продукцию. Однако на практике отнесение предприятий по данному признаку к отраслям соблюдается с большими отклонениями, так как наряду с профильной продукцией присутствует непрофильная. Такая «загрязненная» отрасль называется хозяйственной. В результате, понятие отрасли как совокупности предприятий расходится с понятием отрасли как совокупности производств однородной продукции.

2.  Отрасль как совокупность однопродуктовых производств, рассредоточенных по отдельным предприятиям, может быть сформирована искусственно («утюгостроение»). Такие отрасли получили название «чистых».

3.  Третий аспект связан с ведомственно-управленческой структурой, то есть, подчиненностью предприятий определенному министерству, ведомству. Например в СССР было 9 общесоюзных министерств, в основном охватывающих хозяйственные отрасли. Существовало как бы 3 машиностроения: Само машиностроение, в отраслях потребителях (МПС, флот, угледобыча) и в ремонтно-механических цехах предприятия. В состав машиностроительных министерств входили предприятия других отраслей (например, металлургические цеха). Между машиностроительными производствами продукция тоже смешивалась. Такие отрасли получили название «административные». Они в урезанном виде существуют и сейчас. Эти три аспекта различаются по теоретическому содержанию и практическому назначению. Хозяйственная отрасль – для характеристики становления и развития отраслей. «Чистая» отрасль – для макроэкономического анализа м прогнозирования. Административная отрасль – для совершенствования управления и государственного регулирования.

4.  Следующий аспект связан с природой конкуренции (особенно в стратегическом управлении). Конкурентные отрасли (Industry) – совокупность всех производителей какого-либо продукта (или совокупность продавцов), полностью заменяющих друг друга. Отрасль подразумевает предприятия, объединенные выпуском взаимозаменяемых продуктов, одновременно конкурирующих друг с другом в сфере реализации этих продуктов. Такое определение «сближает» отрасль с рынком. Этот аспект называется «конкурентным». Учитывая определенную «солидарность» предприятий одной отрасли, экономика отрасли чаще использует термин «соперничество», а не «конкуренция».

5.  Пятый аспект – международный: два типа международных отраслей:

a.  Многонациональная отрасль – совокупность национальных отраслей (выпечка хлеба на земном шаре). Конкурентные преимущества в одной из стран в большей или меньшей степени не зависят от конкуренции мировой;

b.  Глобальная отрасль – отрасль, в которой на стратегические позиции фирм-соперников на определенных географических или национальных рынках сильное влияние оказывается их позиция на мировом рынке. Фирмы, принадлежащие глобальной отрасли, конкурируют друг с другом по всему миру.