Некоторые особенности анализа экономических систем, страница 2

Поэтому нельзя дать единого предписания построения дерева целей, можно лишь установить некоторые общие правила, вытекающие из содержательного анализа закономерностей целеобразования в экономических системах., правила, интерпретирующихся в терминах системных понятий.

1. «Большие» цели не складываются из «маленьких». Цели общественной системы составляются на верхнем уровне анализа и затем распадаются на подцели, то есть дерево целей развития народного хозяйства надо строить «сверху» с формулирования народнохозяйственных целей, пусть даже в достаточно общих формулировках на основе директивных установок, выраженных в правительственных материалах. 

2. Поскольку целеобразование есть информационный, управленческий процесс, он должен быть отображен кибернетической системой.  Для кибернетической системы, отображающей любой экономический объект,  при формулировании целей верхнего уровня дерева целей должны быть учтены требования общественной системы и всех ее основных компонентов – сфер политической, социальной, оборонной и прочих.

3. Экономическую систему, исследуемую с точки зрения структуры ее целей, необходимо представлять в качестве сложной системы, включающей подсистемы разных классов, описываемых в разных языках. Цели, отображаемые в разных ветвях дерева целей  развития народного хозяйства, формулируются с привлечением специалистов разных отраслей знаний и профилей, причем неизбежным является постепенное по мере развития дерева расхождение в языках. 

Это ограничивает возможности последовательного разбиения дерева, поскольку при слишком продолжительном делении  языки выражения целей в разных ветвях становятся несопоставимыми.  На определенной стадии приходится считать завершенным процесс построения дерева целей  развития народного хозяйства и далее приступать к построению нового дерева в новом языке, более соответствующем целям решения конкретной задачи.

4. Экономическая подсистема проявляется на стыке потребностей общества и его ресурсов; в ней отображаются способы эффективного использования ресурсов для удовлетворения общественных потребностей путем организации общественного производства. Отсюда следует вывод о принципиальном ограничении снизу дерева целей развития экономики: экономические цели можно дробить лишь в той степени, пока они остаются в рамках общественных и экономических категорий.

Там, где начинается рассмотрение конкретных видов ресурсов, технологий, конструкций и т.д., дальнейшее дробление целей в рамках одного дерева невозможно.  Даже наиболее детализованное дерево целей развития народного хозяйства ограничивается 4-5 уровнями иерархии. Цель разработки дерева проблемы – внести ясность, а дальнейшее углубление будет запутывать проблему.

 Рассмотрение выбора различных вариантов ресурсов, конструкций, технологических средств требует построения новых деревьев целей или же применения других более удобных приемов и языков.

5. Цель развития экономической системы – понятие сложное и богатое содержанием. При ее декомпозиции следует не упускать из внимания основные, решающие аспекты:

а) деление сложной составной цели системы на подцели, которое определяется, во-первых, состоянием самой системы, состоянием среды функционирования системы; во-вторых, задачами сохранения системы,  задачей успешного осуществления системой ее функций, цели развития системы;

б) деление сложной составной цели во временном аспекте – на цели текущие, так сказать, повседневные, имеют силу на протяжении всего рассматриваемого периода; цели конечные – на конец периода; цели, обеспечивающие дальнейшее сохранение и развитие системы – за пределами рассматриваемого периода.

6. Цели верхнего уровня экономической системы, рассматриваемой в качестве сложной, превращаясь в подцели составляющих ее подсистем, перекодируются в язык данного класса систем с соответствующей трансформацией понятий и их знаковых обозначений.

7. Весь комплекс целей, представленных в виде дерева, реализуется наиболее эффективно в том случае, если каждая подсистема стремится к достижению своей собственной цели в едином дереве целей.

Обычно наибольшую трудность вызывает получение количественных оценок. Конечно, следует стремиться получить хотя бы приблизительные количественные оценки с самого начала построения дерева целей, однако на первом этапе наиболее важным представляется построение правильной структуры дерева, вопросы по численным оценкам могут быть подготовлены для последующего специального обследования.