Каркас промышленного здания. Компоновочные схемы основных частей каркаса. Несущие элементы покрытия, страница 5

            На рис. 13 показана компоновочная схема однопролетной рамы с бесфонарным покрытием (предполагается использование зенитных фонарей; с видами и характеристиками металлических фонарей можно ознакомится, например, по (2), а с их деталировкой – по (3)). Суть собственно компоновки заключается в уточнении конкретных значений всех размеров на схеме рамы рис. 13а по справочным данным типовым рекомендациям, аналогам и т.п., а именно:

h3=200…300 мм – зазор между краном и ригелем назначается проектировщиком (может быть и больше, особенно в районах с большой снеговой нагрузкой) не менее 1/400 пролета, т.е. предельно допустимого прогиба ригеля;

h – высота крана (крановый мост + грузовая тележка) принимается по габаритке в зависимости от пролета и грузоподъемности;

hр – высота кранового рельса принимается по справочным данным в зависимости от типа рельса и грузоподъемности крана;

hб³Вк/8 (Вк=6,12 м – шаг рам, он же пролет подкрановой балки) – высота подкрановой балки назначается проектировщиком или принимается по аналогам или типовым проектам. Высота надкрановой части колонны – h2 (hв) определяется суммой:

h2=h3+h+hp+hб

За счет некоторого варьирования h3 и hб (при нетиповом размере) ее следует сделать кратной 0,2 м. высота подкрановой части – h1 (hн) определится алгебраической суммой

h1=ГПР+çФ÷-hр-hб,

где çФ÷ - нормированная (положительная) отметка заложения базы колонны (или обреза фундамента). Обычно Ф=0,5…1,0 м и варьируя ее следует сделать h1 кратной 1м. на этом вертикальная компоновка рамы заканчивается, а h0 и схема фермы принимаются дополнительно (см. раздел 2.2).

            Горизонтальная компоновка рамы начинается также с надкрановой части:

е – привязка наружной грани колонны к оси равна 250 мм при Q£100 тс или 500 мм при Q>100 тс;

е¢ - привязка внутренней грани подкрановой части колонны обычно равна ‘‘е’’;

Вв=е+е¢ - ширина надкрановой части колонны;

D – зазор (просвет) между гранью надкрановой части колонны и крановым мостом, D³500 при Вв=500 мм – т.е. достаточный для безопасного прохода при обслуживании подкрановых путей, и D³75 мм при Вв=1000 мм, когда для безопасного прохода в самой колонне предусматривается проем по рис. 13б;

В – свес кранового моста за ось кранового рельса принимается по габаритке;

l=е¢+D+В – привязка оси рельса к оси кратная 750…1000 мм за счет варьирования зазором D;

Вн=l-2l - пролет кранового моста.

            При компоновке многопролетных рам рассмотренная процедура сохраняется.

  VI.   Связи.

Связи каркаса промздания проектируются в каждом его температурном блоке самостоятельно, поэтому предварительно рассмотрим порядок членения здания в целом на температурные блоки.

II.5.1 Температурные блоки

            Общие размеры здания, в принципе, диктуются технологической схемой производства и могут быть весьма солидными. Чтобы снизить влияние естественных или искусственных (технологических) колебаний температуры не несущих каркасов здания оно члениться на блоки температурными швами (отсюда и термин – ‘‘температурные блоки’’) (1, табл. 42). Очевидно, что в отапливаемых зданиях колебания температур меньше, чем в неотапливаемых, поэтому предельно допустимые размеры блоков в них больше. Поперечные рамы (а точнее конструкции их образующие – колонны, ригели) в своей плоскости развиты заметно больше, чем в перпендикулярном направлении (из плоскости) поэтому температурные блоки имеют выраженные ширину – меньший размер и длину –больший размер. Они также зависят от климатического района строительства. Если  жесткости колонн в обеих главных плоскостях одинаковы, температурные блоки могут быть квадратными в плане.

II.5.2. Связи температурного блока

            Связи, в общем, необходимы для придания каркасу блока (а с ним и здания) жесткости во всех направлениях, а также для раскрепления элементов поперечных рам с целью снижения их расчетных длин. Попутно они воспринимают отдельные нагрузки и обеспечивают пространственную работу. В отечественной практике подавляющее распространение имеют крестовые связи – экономичные, жесткие и надежные, т.к. работают и проектируются в основном как растянутые (исключения составляют в особых случаях связи в подкрановых частях колонн), реже применяются расковые связи, работающие и проектируемые как сжатые. В блоке можно выделить две основные группы связей – связи колонн (с них и следует начинать компоновку) и связи шатра.