Сборник лабораторных работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», страница 43

-  на устранение источников зажигания, окислителя и т.д.;

-  предупреждение возможности возникновения очага пожара (замена горючих веществ на негорючие, понижение степени горючести веществ, работа с безопасными концентрациями, температурами и т.п.);

-  предупреждение распространения пожара при его возникновении внутри оборудования и по трубопроводам,  по конструктивным элементам зданий, между зданиями и т.д. (огнепреградители, отсекающие клапаны, резервные емкости, противопожарные стены, зоны, обваловки и т.п.);

-  безопасная эвакуация людей при пожаре;

-  первичные и стационарные средства тушения пожара.

Задания и порядок выполнения работы

          Задание № 1. Определение нижнего (jн) и верхнего (jв) концентрационных пределов распространения пламени.

          Определить степень взрывопожароопасности смеси горючих газов (по заданию преподавателя) на экспериментальной установке по величине нижнего (jн) и/или верхнего (jв) пределов распространения пламени. Полученные результаты сравнить с расчетными и найти погрешность определения. Определить безопасные концентрации. Установить, к какому классу по ПУЭ относится зона вокруг экспериментальной установки, где установлен баллон с заданной смесью газов, и к какой категории по взрывопожароопасности относится помещение, в котором эта смесь используется: 1) как сырье; 2) как топливо.

Порядок выполнения работы.

1. Познакомиться с экспериментальной установкой и порядком выполнения работы на ней (см. описание к установке).

2. Провести предварительные расчеты нижнего (верхнего) концентрационных пределов распространения пламени сначала для индивидуальных веществ [см. уравнения (5.6) или (5.11¸5.13)] , а затем для смеси газов [см. уравнение (5.15)], указанного в задании состава.

3. Рассчитать объем газовой смеси, необходимой для создания концентрации, соответствующей нижнему (верхнему) пределу по формуле (5.16). 

4. Приготовить газовоздушную смесь путем смешения воздуха с рассчитанным объемом газовой смеси в смесительной системе установки.

5. Отобрать часть приготовленной смеси во взрывной цилиндр и поджечь ее искровым разрядом.

6. При наличии взрыва при определении нижнего предела (jн) уменьшить объем, а при определении верхнего (jв) наоборот увеличить объем отбираемого газа на 1 мл.

7. Удалить из смесительной системы и взрывного цилиндра установки продукты сгорания и повторить эксперимент с меньшим (большим) объемом отобранного газа. Эксперимент проводить до тех пор, пока при следующем уменьшении (увеличении) объема газа взрыва не будет.

8. Рассчитать экспериментальную величину нижнего (верхнего) пределов распространения пламени и найти погрешность между рассчитанным и экспериментальным значением. Объяснить различия экспериментальной и расчетной величины.

9. При оценке степени опасности смеси газов с воздухом учитывают, что все газовоздушные смеси, имеющие область воспламенения, ограниченную нижним и верхним концентрационными пределами, взрывопожароопасны, но смеси с jн £ 10 об.% - особовзрывоопасные, а с jн > 10 об.% - взрывоопасные.

10.Установить класс зоны по ПУЭ [23] вокруг баллона с газовой смесью заданного состава.

11.Обосновать категорию помещения, в котором эта газовая смесь  используется в качестве: а) сырья; б) топлива.

12. Экспериментальные результаты можно представить в виде табл.5.11:

Таблица 5.11.

Объем газа, мл

Наличие взрыва

Объем газа, необходимый для достижения нижнего (верхнего) пределов.

Задание № 2. Определение температуры вспышки и воспламенения.

Оценить степень взрывопожароопасности жидкости (по заданию преподавателя) по температурам вспышки и воспламенения. Экспериментально установленные температуры сравнить с расчетными и справочными величинами, определить погрешности и в случае расхождения объяснить различия.

Установить класс зоны по ПУЭ  и категорию помещения по НПБ105-95, где используется исследуемая жидкость. Предложить методы обеспечения пожарной безопасности.