Ремонт ДВС. Дефект коленчатого вала МОД – изменение геометрии рамовых шеек больше допустимого, ремонт без демонтажа. Подшипники толстостенные с баббитовой заливкой, страница 2

При ремонте коленчатых валов дизель электроходов «Казах­стан» и «Узбекистан» на заводе имени 40-й годовщины Октября общая затрата времени на установку коленчатого вала в раме дви­гателя и шлифование семи рамовых шеек составило 15 ч против 15—20 дней, затрачиваемых на опиловку шеек вручную. Всю рабо­ту выполнили два человека, тогда как при опиловке вручную для производства этой операции нужны два слесаря и два подсобных рабочих.

Подшипники толстостенные с баббитовой заливкой

Характерный вид износа и повреждений подшипников скольже­ния — уменьшение толщины слоя баббита, утонение бронзовых вкладышей, трещины и выкрашивание в баббитовом слое, ракови­ны, отставание баббита от вкладыша, расплавление баббита, рис­ки и задиры.

Для установления необходимости ремонта подшипника опреде­ляют величину слоя баббита. Для этого в местах наибольшего из­носа просверливают отверстие и с помощью глубиномера замеряют толщину оставшегося слоя. Минимально допустимая толщина слоя баббита принимается в зависимости от диаметра шеек валов. На­пример, для диаметров шеек от 50 до 400 мм толщина соответствен­но должна быть 1,5—4 мм, а для вкладышей, не залитых бабби­том,— 1,0—5 мм.

Если износ подшипника незначителен и не превышает допус­каемый, ремонт обычно сводится к зачистке, шабровке и пригонке подшипника. При уменьшении толщины слоя сверх допускаемых пределов подшипник перезаливают или наплавляют баббит с по­мощью газового пламени.

Трещины и выкрашивание в баббитовом слое происходят при

плохом приставании баббита к вкладышу, недостаточной жесткос­ти вкладыша, неполном прилегании вкладыша к постели, а также под действием ударных нагрузок при чрезмерно увеличенном мас­ляном зазоре и несоответствии марки баббита условиям работы данного узла трения.

Для ремонта подшипника, имеющего в баббите сквозные трещи­ны, поврежденный участок выплавляют и на это место наплавляют новый слой или производят полную выплавку баббита подшипника с последующей наплавкой. При поверхностной трещине слой баб­бита в районе трещины расплавляют тонкой струёй пламени с од­новременной доплавкой баббита той же марки.

Раковины образуются вследствие усадки баббита при остыва­нии, а также при наличии пузырьков воздуха и газа в расплавлен­ном баббите, особенно при его перегреве. Раковины могут быть одиночными или групповыми, покрывая поверхность в виде сыпи. При сквозных раковинах смазочное масло проникает до металла вкладыша и вызывает отслаивание баббита в прилегающем районе.

Глубокие одиночные раковины устраняют путем выплавки баб­бита газовой горелкой до основного металла и наплавкой на это место баббита той же марки.

При выплавке баббита следует обеспечивать полное выгорание масла, проникшего через раковину к металлу вкладыша. Момент полного выгорания масла характеризуется прекращением выделе­ния газовых пузырьков.

Мелкие раковины на рабочей поверхности баббитового слоя устраняют расплавлением металла в районе раковины с последую­щей наплавкой. Если на поверхности подшипника имеется боль­шое количество раковин, необходимо произвести сплошную пере­наплавку или перезаливку подшипника.

Отставание баббита от основного металла происходит из-за пло­хого качества полуды, окисления поверхности полуды при подогре­ве вкладыша лампой, а также вследствие перегрева или недогрева 'подшипника перед заливкой и чрезмерно быстрого заполнения формы.

Нарушение прочности сцепления баббита с металлом вкладыша может также произойти при попадании на поверхность соприкосно­вения смазочного масла.

Выплавка (расплавление) баббита происходит при чрезмерном нагревании подшипников, что может быть вызвано засорением под­шипников грязным смазочным маслом, недостаточным поступлени­ем смазки на трущиеся поверхности, неправильной установкой и пригонкой подшипников на валу. Обычно при ремонте подшипники с выплавленным антифрикционным слоем перезаливают.

Ремонт с применением струи водородного пламени дает возмож­ность устранять дефекты подшипников путем наплавки или перена­плавки.

Характер и объем ремонта определяют в зависимости от вели­чины площади отставшего баббита и толщины его слоя.