Разборка газотурбонагнетателя. Предремонтная дефектация, страница 3

Основными  достоинствами люминесцентного   метода  яв­ляются его простота, возмож­ность дефектации деталей, изго­товленных из любых материалов, и возможность обнаружения раз­лично ориентированных относи­тельно оси детали дефектов. Однако с помощью этого ме­тода можно обнаруживать только поверхностные дефекты. Необхо­димость затемненного помещения для осмотра детали также яв­ляется недостатком этого метода.

Весьма часто при дефектации деталей магнитный порошковый и люминесцентный методы объ­единяют. Чувствительность магнитолюминесцентного    метода больше чувствительности маг­нитного и люминесцентного ме­тодов. Этим методом удается обнаруживать поверхностные дефекты с раскрытием у поверхности до 10 -4 мм и глубиной до 10 -2. 

 После проверки магнитным дефектоскопом вал необхо­димо размагнитить.

Ротор в сборе проверяют на динамическую уравновешенность на балансировочной машине.

Опорные шейки вала ротора осматривают и обмеряют для определения их износа. При осмотре выявляют наличие коррозионного раз­рушения и механических повреждений шеек, рисок, забоин и т. п. Износ опорных шеек устанавливают измерением диаметров в трех сечениях по длине в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. По данным об­меров подсчитывают максимальные значения бочкообразности, конус­ности и эллиптичности. Допустимые эллиптичность и конусность шеек вала ротора должны быть не более 0,025 мм.

Выявленный дефект: дефект шеек вала ротора – круговые риски, задиры глубиной более 0,1 мм и биение больше допустимого.

3. Возможные виды разрушений ротора ГТН.

Валы турбины подвержены коррозии, наних возможны вмятины, за­боины, царапины, происходит отложение нагара. На шлицах, сопрягающихся с ротором компрессора, появляются следы приработки. На поверхности рабочих лопаток образуется нагар; происходят перегрев, обгорание и уто­нение лопаток в верхней части входной кромки; появляются трещины; на пере лопаток и кромках возможны забоины.

На дисках турбин образуется нагар; появляются мелкие забоины, царапины, трещины, вмятины на торцевых поверхностях; происходит перегрев. В результате касания диска о лабиринтовое кольцо соплового аппарата появляются забоины, и происходит выработка буртов диска.

4. Технологический процесс ремонта

Наиболее характерными операциями, выполняемыми при ремонте роторов тур­бин, являются правка валов, восстановление правильной цилиндриче­ской формы шеек подшипников и угольных уплотнений, замена рубашек уплотнений.

Правка валов производится в холодном состоянии механическим способом, если стрелка прогиба вала не превышает 0,2 мм.

Восстановление правильной цилиндрической формы шеек вала производится обтачиванием на токарном станке. Диаметр вала в месте обработки разрешается уменьшать не более чем на 5% его чертежного раз­мера. Чистота обработанных шеек вала должна быть не менее Ñ7 - Ñ8, конусность - не более 0,02 мм на 100 мм шейки вала или на ее рабочей длине, овальность и бочкообразность - не бо­лее 0,02 мм.

При установке ротора на станке в качестве основной техноло­гической базы следует выбирать неизношенные поверхности шеек вала, в качестве вспомогательных - торцевые и наружные поверх­ности ободов дисков турбин, а также использовать торцевые цен­тровые отверстия.

Вал обтачивают до полного удаления дефектов или до очередного ремонт­ного размера, или восстанавливают его чертежный размер осталиванием.

Заключительной операцией ремонта ротора является его дина­мическая балансировка, в процессе которой производится снятие металла с нерабочих поверхностей обода диска турбины.

4.1. Осталивание