Предремонтная дефектация. Анализ условий работы гребного вала и возможные виды разрушений, страница 2

Для обеспечения надежности гребных валов и сохранения их расчет­ной прочности необходимо, чтобы вал ни в одной точке не соприкасался с водой, т. е. должна быть исключена коррозия.

Трещины и поломки чаще всего наблюдаются в сечении, близком к большому диаметру конуса вала для насадки гребного винта, между обра­щенными друг к другу торцами ступицы винта и кормовой рубашки греб­ного вала. Кроме того, трещины бывают в углах шпоночных пазов, под рубашками, ступицей винта и под межоблицовочной изоляцией.

Характер излома поврежденных валов подтверждает наличие усталостного разрушения материала. В основном усталостного происхождения являются и трещины в валах.

Крутильные колебания, возникаю­щие в валах валопровода под дей­ствием периодически изменяющегося момента, вызывают их повреждения вначале в виде трещин, которые при развитии приводят к поломке вала. Трещины начинаются на поверхности под углом 45° к оси вала.

3. Технологический процесс ремонта

Механизированный метод нанесения покрытия заключается в предварительной пропитке эпоксидным связующим стеклоленты в пропиточной ванне механизированной установки и укладке про­питанной стеклоленты на вал с помощью специального приспособ­ления.

Нанесение покрытия следует производить в такой последовательности:

- подготовка поверхности вала;

- подготовка основных материалов;

- нанесение грунтовочного слоя;

- нанесение покрытия из стеклопластика;

- нанесение поверхностного защитного слоя связующего;

- отверждение покрытия.

Подготовка поверхности вала

Вал установить в центрах токарного станка или уложить на роликовые опоры.

Поверхность вала между бронзовыми облицовками, вы­точки бронзовых облицовок или поверхность под козырьками брон­зовых облицовок очистить от грязи, масляных и жирных пятен.

Очищенная поверхность должна быть тщательно обезжи­рена при помощи бязевого тампона, смоченного в бензине «Га­лоша» или уайт-спирите, протерта чистой бязевой салфеткой и вы­сушена в течение 15—20 мин.

Разрыв между операциями обезжиривания поверхности и нанесением покрытия из стеклопластика должен быть сведен до минимума и не должен превышать 1 ч.

Подготовку поверхности валов, бывших в эксплуатации, при полной замене старого покрытия, следует производить в сле­дующем порядке:

- полностью удалить старое поврежденное покрытие стеклопла­стика путем снятия его на токарном станке или с помощью шли­фовальных машинок;

- очистить поверхность вала от следов коррозии путем проточки вала до размеров, согласованных с проектантом или заказчиком;

- проконтролировать подготовленную поверхность вала на нали­чие трещин методами ультразвуковой или магнитной дефектоско­пии;

- обезжирить, протереть, высушить поверхность вала.

Подготовленную поверхность вала следует прогреть до температуры 30 - 45°С. Подогрев вала следует осуществлять с по­мощью электронагревательной рубашки, инфракрасных излучате­лей типа ТЭН, электроламп с рефлекторами, переносных калори­феров или другими электронагревательными элементами без кон­такта их с телом вала. Полые валы допускается прогревать паром при условии достижения поверхностью вала требуемой темпера­туры. Для обеспечения равномерного нагрева вал рекомендуется вращать. Категорически запрещается нагрев поверхности вала от­крытым пламенем.

Подготовка основных материалов

Перед началом работы следует подсчитать количество эпоксидного связующего и количество метров стеклоармирующего материала, необходимых для нанесения покрытия. Пример расчета дан в прил. 5, справочном.

Необходимое количество стеклоармирующего материала должно быть извлечено из заводской упаковки только перед нача­лом работы.