Государство и право древнего Двуречия. Законы Хаммурапи. Древняя Индия. Древняя Греция. История государства и права Древнего Рима, страница 10

Органы государства: Во главе государства номинально находился король, он был выборным. В случае смерти короля главные вассалы и высшие иерархи католической церкви избирали из числа наследников нового короля.

          Вторая по значению органом была королевская курия – съезд крупнейших феодалов страны, которые периодически собирались под представительством короля. Королевская курия рассматривала важнейшие вопросы внешней и внутренней политики, причем зачастую вассалы навязывали свою волю королю.

Судебная система: Каждый свободный гражданин судился судом равных, несвободные судились сеньорами. Судебная власть не была отделена от административной. Большими полномочиями в области суда обладала церковь. Помимо обычной сеньориальной юрисдикции в своих владениях рассматривала уголовные и гражданские дела духовенства и лиц связанных с церковью, кроме того церковные суды рассматривали дела всех посягнувших на религию и авторитет церкви. Ведению церкви подлежали так же дела связанные также с грехом (нарушение клятвы, колдовство и др.)

          В середине XIII столетия Людовик IX в. "Святой" проводит три важные реформы, которые имели цели ослабить полновластие вассалов короля, - судебную, военную и монетную.
1. Военная реформа среди них занимала важное место: создание городской милиции, отрядов наемников. В результате король в меньшей степени стал зависеть от феодального ополчения, более эффективно использовал вооруженные силы в борьбе с непокорными вассалами. Военная реформа установила "40 дней короля", т. е. в королевском домене была запрещена частная война, а для разрешения спора устанавливалось сорока дней, после ссоры сеньоры могли требовать королевского суда. Обнажать оружие до истечении срока им запрещалось.
2. Судебная реформа предусматривала создание верховной судебной палаты, которую стали называть "парламентом". Парламент собирался на сессии в Париже четыре раза в год и стал высшим судом во Франции. Первоначально короли участвовали в заседаниях Парижского парламента, но затем перестали их посещать. Служащими парламента стали главным образом профессиональные юристы, люди незнатного происхождения.
Введенные вместе с тем новые правила судопроизводства ставили королевскую юстицию на более высокий уровень в сравнении с юстицией сеньориальной.
Судебные поединки - ордалии - в королевском суде были запрещены. На приговоры и решения низших судов допускалась апелляция к суду парламента. Было отменено старинное правило согласно которому недовольная приговором сторона могла вызвать на поединок самого судью.
3. Монетная реформа. Людовик IX ввел на территории домена единую королевскую монету, запретив здесь использование денег, выпущенных другими феодалами. Королевская козна получила новый источник доходов, поскольку на остальной части страны королевская монета имела право обращения на ряду с местными монетами. Была создана также система специальных инспекторов, которые следили за верностью королю специальные люди, рассматривали жалобы на их действия.
Реформы Людовика IX способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля. Таким образом, произошедшие в XIII веке изменения в общественном и государственном строе заложили основу для последующего возникновения во Франции сословно - представительной монархии.

СОСЛОВНО – ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ

          В 14-15 в.в. происходит бурное промышленное развитие городов, появляется с-х, промышленная специализация отдельных регионов, что ведет к развитии государства. В связи с развитием товарно – денежных отношений начинают заменять натуральные повинности денежным оброком. Наиболее распространенной зависимостью крестьянина от феодала становится – цензива.