Государство и право древнего Двуречия. Законы Хаммурапи. Древняя Индия. Древняя Греция. История государства и права Древнего Рима

Страницы работы

Содержание работы

Государство и право древнего Двуречия

          Первые государственные структуры появились в южном Двуречие в 4 тыс. до н. э. в форме городов государств. Одним из крупных городов-государств был г. Урук. Источники свидетельствуют, что система администрации Урук была тесно связана с культом бога неба Ана. Храм Ана был общественным и хозяйственным центром Урука. Верховный жрец храма выполнял функции правителя. Археологи свидетельствуют, что раннее протогосударство Двуречее было знакомо с достаточно сложной ирригационной системой которая поддерживалась в рабочем состоянии усилием всего населения. Для создания подобных сооружений не доступных отдельным племенам начинают создаваться союзы племен, административные центры, которые со временем начинают превращаться в города, образом таким возможность для создания над общинами административного регулирования появилось в результате производительности труда. Появившиеся изменения позволили выделить людей которые не занимались производством, а осуществляли только функции управления и религии. Для строгого учета и регулирования все усложнявшихся взаимоотношений, велась детальная хозяйственная отчетность. Протогосударство быстро развивалось, по мере его развития усложнялась и внутренняя его структура. В начале храм был центром общины и храмовые поля обрабатывались всеми общинниками по очереди, однако к 3 тыс. до н.э. размеры протогосударства сильно увеличиваются, а население исчисляется десятками тысч. Многие общины начинают отдаляться от храмового центра. В связи с этим появляется система налогов, то есть за места на полях храма общинники начинают выплачивать храму определенную часть своего урожая. Храмовые земли используются следующим образом: вся земля храма делится на три части. - 1-ая часть образовалась зависимыми от храма людьми, восновном из числа иноплеменников. -2-ая часть в виде служебных наделов раздавалась персоналу храма в качестве платы за труд.-3-ая часть, так же разделенная на наделы, сдавалась в аренду с арендной платой в 1/8 от части урожая. Отделение храмового хозяйства от общинного и превращение его в свободную сферу сыграло важную роль в укреплении экономической и политической позиций жреческой администрации во главе с верховным жрецом Энси.

          Опираясь на такого рода хозяйство, Энси все дальше отделяется от коллектива общины и приобретает в их глазах черты могущественного правителя - ставленника божьего. В связи с этим Энси является основоположенником бюрократического аппарата того времени.

          Изначально должность Энси была выборной, но со временем она становится наследственной, что приводит к образованию монархии. Наследование царского трона становится нормой после объединения Шумера с Сарганом Ападским в 24 в. до н. э.

          Семитские цари Аккада считались потомками богов. После завоевания Шумера бывшие города Двуречья становятся провинциями Шумера Аккадской Империи. Интересно, что своими успехами Саргон 1 был обязан своему новому изобретению - из профессиональной армии - 5400 войтов, которые жили за счет государства и занимались только подготовкой к войне. Возникновение централизованного государства привело к концентрации всех ветвей власти в руках правителя. В это время, храмы со своим обслуживающим персоналом, а так же возникшие с ними параллельные царские хозяйства (это наделы которые выделялись за службу), являлись основой могущества государства. Источником дохода так же стали налоги собираемые с общинников и дань с покаранных земель.

          Все большее возрастание роли государственного хозяйства ведет к созданию еще одного нового экономического сектора - частной собственности. В целом же государство Сарбона просуществовало недолго, уже при его внуке Шумере Аккадском империя пала под ударом племянника Кутии.

          На рубеже 22 и 21в.в. до н.э. власть Кутии пала, и империя Шумера была восстановлена. Во главе новой империи встали цари города Ура. В этот период появляются первые деньги, таким образом происходит развитие товарно - денежных отношений что приводит к возрастанию значения частной собственности в экономики, что в свою очередь приводит к ослаблению централизованного государственного аппарата и Шумера.

          В начале 12 в. до н. э. выделяется новый центр Двуречья - Вавилон. Возникновение Вавилона связано с именем царя Хаммурапи (1702-1758). За годы успешного правления Хаммурапи смог убрать всех соперников и вновь объединить Шумера в единую империю. В государстве Хаммурапи присутствовали, как во всех ранних государствах классовые и родственные связи, но также уже были замечены административно территориальные связи. А в основном иерархическая пирамида власти превратилась в централизованный бюракратичкский аппарат эффективно действующий через своих чиновников, соответственно укрепляется влиятельный и многочисленный слой специалистов профессионалов занятых в сфере управления.

Похожие материалы

Информация о работе