Социальный опыт как источник содержания образования, страница 2

«138»

Функция дидактики диктовать учебным предметам состав их содержания может появиться только в том случае, если поставить вопрос о природе учебного предмета, о достаточности состава содержания каждого из них.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить каков необходимый состав содержания образования с дидактико-теоретической позиций; т.е. нужен путь, логически противоположный историческому развитию представлений о содержании образования. Необходимо построить теоретическое представление о содержание образования и с ним соотнести реальное содержание, в какую бы форму оно ни воплотилось (учебного предмета, комплексного предмета и т. д.), — соотнести с критериями как необходимого, так и достаточного его состава. Теоретическое представление о содержании образования выступает в роли инструмента формирования на любом другом уровне.

Теоретическое представление о содержании образования, определяя его состав, выступает и в роли первого теоретического воплощения целей обучения как социального заказа, интерпретированного и высказанного на языке педагогики. Всякое другое, воплощение целей на языке педагогики не может уже не считаться с данным уровнем содержательного выражения социального заказа.

Возможность и необходимость постановки вопроса о теоретическом представлении содержания образования обусловлена не только и не столько, уровнем современной дидактики или логикой ее развития. Первая и главная причина такой постановки вопроса; состоит в характере целей социалистического общества, обусловливающего задачу всестороннего развития социалисты воспитанной личности. Эта особенность общества развитого социализма и отражающей ее марксистско-ленинской педагогики и детерминирует необходимость изменения состава элементов содержания с такой полнотой, чтобы гарантировать полноту состава содержания образования на любом последующем уровне его рассмотрения. Реализация этого критерия должна бы прежде всего состоять в определении того минимума реального содержания, которой школа должна обеспечить на уровне, при окончании ее учащимися. Этот минимум может быть воплощен в программе, содержащей и обозначающей виды деятельности, объем естественнонаучной и общественной картины мира, уровень необходимой сформированности коммунистического мировоззрения, стиля мышления, систем научного, нравственного, эстетического мышления, вкуса и видения мира, совокупности конечных знаний и умений, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру.

«139»

Такой оптимальный минимум содержания, развернутый затем в учебный план и учебные предметы, тем самым устранил бы необходимость в специальном установлении межпредметных связей.

Нетрудно заметить, что теоретическое представление о составе содержания образования и оптимальный уровень его конкретного конечного наполнения представляют собой синтез обоих вариантов рассмотрения содержания образования в истории педагогики. Один из них определяет состав элементов всякого содержания образования. Другой воплотится в системе конкретного наполнения каждого из элементов содержания образования к моменту окончания средней общеобразовательной школы.

В данной главе рассматривается только теоретическое представление о составе содержания образования, пути определения оптимального минимума содержания, не вытекающие непосредственно из его состава, здесь не обсуждаются. Они требуют специального исследования на основе уже завершенной концепции построения содержания образования.

*********

Расчленение содержания образования на знания, навыки и умения имеет давнюю традицию. Она сохраняется и в настоящее время.