Современная ситуация в образовании и воспитании

Страницы работы

29 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Г.П.Щедровицкий

         Цикл лекций. г. Красноярск. 9 дек. 1986г.

Лекция № 1.

Современная ситуация в образовании и воспитании.

            Я начну свою лекцию с самоопределения. В Новосибирске я предпо­лагал,  что меня имеет смысл использовать как методолога, но Красноярцы сказали, что им нужна педагогика и что это вообще самое главное, что может быть и твердили, что читать лекции я должен по педагогике. Поскольку таков заказ и вопросы педагогики (теоретической педагогики и образования) меня интересуют, по крайней мере 35 лет, то я этот заказ принял, но вы должны четко понимать, что позицию свою я не изменю, и обсуждать весь этот круг вопросов буду с методологической точки зрения и под методологическим как бы поворотом.

          По программе заявлено 5 лекций-тем. Я буду, кроме того, делить весь материал по пунктам, соответственно тезисам, и будет очень здорово, во всяком случае, вы мне очень поможете,  если будете задавать вопросы, самые разные, те которые у вас возникнут. А я буду пытаться отвечать на них. Собственно для меня лично смысл этих лекций в тех вопросах, которые вы будете задавать, в новых по­воротах, которые вы будете предлагать. Вот это я хочу вобрать и увезти. Поэтому помните твердо, что неправильных или глупых вопросов не бывает. Самые разные вопросы, самые разнообразные, основанные на любых, - это и есть то подлинное содержание коммуникаций, которое только и может быть.

          И последнее предваряющее замечание, прежде, чем я перейду к само­определению. По тематике лекций: готовясь уже здесь к лекциям, я понял, что придется делать какие-то перестановки. В частности, 3-я тема "Трансляция культуры и деятельность по образованию и воспитанию" будет втянута внутрь первой. Вместо второй темы "Практическая и тео­ретическая педагогика. Её позиции и взаимосвязи" надо читать "Ис­кусство, методика и теория педагогики". А вместо третьей темы - "Проблемы воспитания в современной ситуации"     и при этом все эти 5 тем по сути дела есть аспекты и моменты очерчивания современной ситуации в сфереобразования и педагогики. И поэтому все пять тем представляют собой одно целое. В каждой следующей лекции я буду продолжать темы, поднятые в предыдущей.

          Приступаю к делу. Поскольку я заинтересован в том, чтобы передать вам определенные мысли и установить здесь взаимопонимание и получить соответственно ваши вопросы, чтобы над ними размышлять, то я прежде всего должен организовать пространство взаимопонимания. То есть проделать работу, которая в современной литературе называется герменевтической. Исторически это та исходная часть, из которой потом, практически, возник весь корпус логик и методологий. Но начиналось все именно с этого: с древнегреческого диалога и когда вот такая устная коммуникация, ка­кая происходит у нас сейчас, была нормой и была распространена шире всего, возникало много недоразумений из-за взаимонепониманий. Вот тогда возникла герменевтика, и термин этот Аристотель придумал. А дальше

переводят на латынь /«игра» с филологами по поводу древнеримского/ и появился термин интерпретация. Но, так всегда происходит, когда немецкие слова переводят на русский, или древнегреческие на латынь, то возникает новое слово, и, следовательно, можно создавать новое значение, новый смысл. Интерпретация и герменевтика не совпадают друг с другом.

          Итак, я должен организовать пространство, и я должен зарисовать соответственно топику, или совокупность мест, которые вы должны держать при слушании этого текста и в отношении к нему. Я, конечно, сумею выделить только самое главное, но это то, что мне необходимо,

          Итак, есть "я" эти лекции читающий и кроме того есть средства, методы и подходы. Есть текст, который я создаю здесь в ходе чтения лекции. Вот это вы, слушающие и понимающие. У меня есть соответственно отношение к тому, что сейчас происходит в мире. Это четвертый герменевтический момент, после фиксации вас, - отношение. И в этом отношении я прорисовываю ситуацию. Эта схема является оргдеятельностной, или задается в оргдеятельностном употреблении. Оргдеятельностная значит не онтологическая, не изображающая сути объектов. Это именно организационная схема, которая должна соорганизовать нашу коммуникацию. При этом еще у текстов, которые буду произносить я, и тех которые вы будете возвращать мне назад, есть план смыслов, и план содержания. И вот эти план смыслов и план содержания задают действительность нашей коммуникации. Действительность в отличие от реальности. И при этом, - что значит оргдеятельностная схема, - это значит, что вы все должна надеть на себя эту схему.

          Вы, соответственно, заимствуете позицию слушающего и понимающего Меня в понимании ставите вот сюда /в позицию произносящего текст/, выделяете средства, методы и подход, отношение и еще ситуацию. И в ходе слушания и понимания все время должны эти факторы фиксиро­вать, четко разделять в своей работе.

          Примеры я дам, когда буду формулировать некоторые принципы пони­мания.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
164 Kb
Скачали:
0