Склонность к отклоняющемуся поведению (СОП), краткая характеристика

Страницы работы

8 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Краткая характеристика методики СОП, ее психометрического исследования и использованных в ней способов решения некоторых проблем измерения девиантного поведения.

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тестом-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Объектом приложения методики являются социальные и личностные установки. Тест-опросник представляет из себя набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Включает два варианта методики, ориентированных на женскую и мужскую части подростковой популяции, оба варианта методики охватывают всю подростковую популяцию в целом. Имеется возможность коррекции полученных результатов с учетом фактора социальной желательности. Предназначен для обследования лиц старшего подросткового и младшего юношеского возрастов.

Опросник СОП может быть использован как самостоятельная психодиагностическая методика, так и в комплексе с другими методиками, направленными на изучение личности подростка. Тест-опросник предназначен в первую очередь для решения практических задач: в области психодиагностики, в ситуации психологического консультирования, СОП может также использоваться и для исследовательских целей.

Концепция методики

Учитывая огромную сложность и разнообразие форм проявлений девиантного поведения, а также практическую направленность нашей работы мы попытались вычленить в качестве объекта приложения диагностических возможностей методики СОП некую относительно законченную часть всей сферы отклоняющегося поведения. Не последнюю роль в этом выборе сыграли как технические ограничения, так и наши представления о важности для диагностической и коррекционной работы отдельных видов девиантного поведения, степени их потенциальной опасности и распространенности среди подростков.

В результате из сферы нашего внимания в данной методике оказались исключенными собственно криминальное поведение, большая часть суицидного поведения, весь комплекс сексуальных девиаций, дромоманическое поведение. По нашему мнению это слишком объемные, многоплановые явления, требующие специальных психодиагностических инструментов для их изучения.

Также наша методика специально не ориентирована на так называемые патологические формы девиантного поведения, которые, как правило, непосредственно связаны с психопатологией и психическими расстройствами.

Таким образом, предлагаемая методика направлена на диагностику следующих взаимосвязанных форм девиантного поведения:

  • агрессивное поведение;
  • саморазрушающее и самоповреждающее поведение;
  • аддиктивное поведение;
  • делинквентное поведение.

В сферу анализа мы также включили такую форму отклоняющегося поведения как поведение, направленное на преодоление каких-либо норм и правил, считая его важной поведенческой характеристикой более обобщенного уровня.

Кроме того в число измеряемых характеристик мы посчитали целесообразным включить такую, как волевой контроль поведенческих проявлений эмоциональных реакций. Так как контроль поведенческих проявлений эмоциональных реакций является характеристикой, в значительной мере определяющей формы и способы проявления девиантных установок.

Учитывая очевидную для испытуемого моральную и оценочную нагруженность большинства шкал и общую направленность методики, мы посчитали необходимым включить в состав методики шкалу, направленную на измерение готовности испытуемого давать о себе по преимуществу социально-одобряемую информацию. Необходимость эта вызвана особенно остро стоящей проблемой достоверности результатов при исследовании девиантного поведения. Как известно, сфера девиантного, а особенно делинквентного поведения является областью социального риска и неизбежно подвергается оценке и давлению со стороны групповых и общепринятых моральных норм и правил.

Тенденция испытуемого давать в этой сфере социально желательные ответы особенно велика. Поэтому данные, полученные по шкале социальной желательности используются для коррекции результатов по содержательным шкалам методики, что позволяет повысить достоверность результатов по содержательным шкалам методики.

Для женской части подростковой популяции существенно влияет на характер девиантного поведения такая характеристика, как принятие своей женской социальной роли и весь комплекс ожиданий, установок и поведенческих стереотипов, связанных с этим. Как известно, помимо специфически женских форм отклоняющегося поведения, девушки подростки принимают, как правило, мужские стереотипы девиантного поведения и зачастую в целом их рисунок поведения носит маскулинный характер. Это побудило нас включить в женский вариант методики шкалу, направленную на измерение степени принятия женской социальной роли.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
73 Kb
Скачали:
0