Как подготовить ребенка к школе (размышления практического психолога)

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Нестерова Е.М.

Как подготовить ребенка к школе (размышления практического психолога)
(2000 3)

Е.М.Нестерова

Каждый год с февраля, а где-то и раньше в школах начинается грандиозное по своим масштабам мероприятие. Сроки его окончания тоже везде разные – где-то управляются за два месяца, а где-то оно тянется до начала учебного года. Администрация школ, учителя, психологи, логопеды, воспитатели детских садов, частные учителя, родители, дети готовятся к этому мероприятию не меньше года. Волнений, связанных с этим периодом, с каждым годом все больше и больше. Нетрудно догадаться, что речь идет о таком закономерном и, хочется надеяться, радостном в жизни каждого ребенка событии, как поступление в школу. Но просто так в наше время ребенка в школу не запишут. Для этого надо пройти испытание (а может, и не одно). Конечно, в разных школах это происходит по-разному: в одних ограничиваются простым собеседованием, в других же существует сложная система туров, тестирований, гласный или негласный «конкурс родителей» («ведь школе надо помогать, это же для ваших собственных детей»). Целью тестирования детей при поступлении в школу заявляется в основном необходимость познакомиться с будущим учеником, ведь тестирование с целью отбора разрешено ограниченному числу школ.

Однако, если родителям не нравится школа, к которой приписан по месту проживания их ребенок, и они хотят отдать его в более устраивающую их школу, на пути обязательно возникнет тестирование, ведь какой же школе хочется брать ребенка «со стороны», да еще и не готового к школьному обучению. Вокруг тестирований краски обычно сгущаются, что придает им особую важность, а школа предстает как неприступный бастион. В результате родителю ничего не остается делать, как безмерно волноваться, передавая свой страх ребенку, а самому будущему первокласснику сдавать серьезные, подчас болезненные для его неокрепшей самооценки экзамены-проверки, еще не учась в школе. И хорошо, если он успешно пройдет эти испытания и его зачислят в школу, в противном же случае трудно сказать, останется ли у него желание учиться, когда он уже знает, что недостаточно подготовлен для школы.

И вот, чтобы ребенок мог учиться в хорошей школе, родители начинают готовить его чуть ли не с пленок. Найти для этих целей дошкольную гимназию или мини-лицей не представляет труда – их сейчас множество, печально, что в основном в таких заведениях ребенка не развивают, а обучают, проще говоря, «натаскивают» для поступления в школу. А что в результате? К моменту самого поступления ребенок уже устает учиться – не хочет читать, решать задачки, испытывает отвращение к прописям. При этом личностного развития ребенка оказывается недостаточно, чтобы еще и в I классе усилием воли делать почти то же самое, что и до школы. Но ведь учителю хочется, чтобы ребенок пришел в школу уже умелым, ведь так легче его учить. Возникает странная ситуация: для поступления в школу ребенка учат тому, чему будут учить в I классе: читать, считать, писать... Родители же, опасаясь высоких требований школ и не имея психологических знаний о закономерностях детского развития, зачастую сами пытаются привить детям именно эти навыки или найти дошкольную гимназию, где присутствуют такие предметы, как чтение, письмо, математика, логика, т.е. где результат обучения будет очевиден. Еще печальнее, что родителям очень сложно объяснить, что часто, даже умея читать, писать и считать, ребенок оказывается психологически не готовым к систематическому школьному обучению, и обнаруживается это через несколько месяцев обучения в I классе, когда кончается запас «натасканности», а развитие не имеет достаточного уровня, чтобы ребенок мог успешно усваивать новое. Сейчас в практике школьного психолога такая ситуация отнюдь не редкость.

Существует еще одна важная проблема, связанная с подготовкой ребенка к школьному обучению и с выявлением уровня этой готовности. В настоящее время публикуется множество методик определения готовности ребенка к школе. Иногда такое издание содержит в себе взятые из разных психологических методик субтесты и в руководстве самим родителям предлагается определить готовность ребенка к школе, а если выявятся какие-то трудности – подучить ребенка выполнять задания подобного рода, чтобы при тестировании в школе ребенок без труда смог их выполнить. Конечно, опытный психолог все равно выявит «натасканного» ребенка, но нельзя не сожалеть о том, что публикуемые для широкого круга читателей тестовые материалы утрачивают свою диагностическую силу. Несколько отступая от темы, хочется сказать, что это участь не только методик на готовность к школе. Например, цветовой тест Люшера, использование которого предполагает наличие достаточно большого профессионального опыта, издан в серии «Я вам помогу» наряду с книгами «Как стать экстрасенсом» и «Как узнать, кем вы были в прошлой жизни», а в аннотации говорится, что «книга может стать для читателей простым, но надежным прибором для измерения внутреннего состояния души». От комментариев хочется воздержаться.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Статьи
Размер файла:
43 Kb
Скачали:
0