Учет и анализ затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, страница 3

Между объектами калькулирования (цехами) общехозяйственные расходы распределяются пропорционально сумме на оплату труда производственных рабочих. Это распределение производится непосредственно в книге К-39 (см.приложение   ).

Расходы, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные расходы» ежемесячно списываются на счет 20 в абсолютной сумме.

Для определения цен, рентабельности производства, анализа, планирования изделий производят калькулирование себестоимости продукции. Для калькулирования берется информация бухгалтерского учета о затратах на производство и составляется нормативные, плановые и отчетные калькуляции (Приложение  ). Калькуляционной единицей на хлебозаводе является 1 центнер готовой продукции. При калькулировании себестоимости продукции применяется метод прямого счета: себестоимость продукции определяется путем прямого отнесения затрат на конкретный вид изделия, а себестоимость единицы – путем деления общей суммы затрат по конкретной статье на количество продукции одного вида.

Отпускная цена на продукцию устанавливается с соответствии с Положением «О порядке формирования и применения цен и тарифов», утвержденным Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь № 43 от 22.04.1999 года.

В отпускную цену включается себестоимость произведенной продукции, прибыль, расходы по доставке товара, налог на добавленную стоимость по ставке 10 %.

Анализ себестоимости продукции начнем с сопоставления изменений затрат на произведенную и реализованную продукцию с изменением выручки от реализации (табл. 4.1)

Таблица 4.1

Анализ динамики выручки от реализации и себестоимости выпущенной и реализованной продукции по Филиалу «Марыля» Ивановского райпо за 2005-2006 гг.,млн.р.

Показатели

2005 год

2006 год

Отклонение

Выручка от реализации продукции (без НДС)

4296

      4419

123

Себестоимость реализованной продукции, включая коммерческие и управленческие расходы

4277

4776

499

Себестоимость произведенной продукции

4000

4416

416

По данным таблицы видно, что все показатели в 2006 году по сравнению с 2005 годом имеют тенденцию к увеличению, в частности, выручка от реализации увеличилась на 123 млн.р., себестоимость реализованной продукции – на 499 млн.р., себестоимость произведенной продукции – на 416 млн.р.

Дадим оценку эффективности использования каждого вида ресурсов, непосредственно задействованных в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и проанализируем изменение элементов затрат в расчете на 1 рубль выручки от реализации (таблица 4.2).

Таблица 4.2

Анализ затрат на производство в расчете на 1 рубль выручки от реализации продукции по Филиалу «Марыля» Ивановского райпо за 2005-2006 гг.,млн.р.

Показатели

2005 г.

2006 г.

Отклонение

Затраты на производство в расчете на 1 рубль выручки от реализации продукции (за вычетом НДС)

0,931

0,999

0,068

В том числе:

материальные затраты

0,591

0,602

0,001

затраты на оплату труда

0,105

0,142

0,037

1

2

3

4

отчисления на социальные нужды

0,008

0,032

0,024

амортизация основных средств

0,051

0,033

-0,018

прочие затраты

0,176

0,190

0,014

Затраты на 1 рубль выручки от реализации продукции в 2006 году по сравнению с 2005-м увеличились  на 0,068 млн.р. Это в большей степени произошло из-за увеличения затрат  на оплату труда на 0,037 млн.р., прочих затрат на 0,014млн.р., а также отчислений на социальные нужды на 0,024 млн.р. Однако   амортизация основных средств уменьшилась  на 0,018 млн.р.

Проведем структурный анализ затрат по элементам и по калькуляционным статьям.

Таблица 4.3

Анализ структуры затрат на производство в Филиале «Марыля» Ивановского райпо за 2005-2006 гг.