Сущность и значение прибыли в условиях рыночных отношений

Страницы работы

19 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

                                                     ГЛАВА 1

      Сущность и значение прибыли в условиях рыночных отношений.

   В условиях коренных изменений в экономике связанных с переходом к рынку предприятие становится важнейшим субъектом рыночных отношений.

Рыночные преобразования связаны с реформированием не только внешней и внутренней среды, в которой функционируют предприятия но и методов хозяйствования, целевых ориентиров. В рамках этих отношений принципиально меняются содержание деятельности предприятий и их экономическое поведение. Прибыль и рентабельность при полной самоокупаемости и самоуправлении становятся главными ориентирами.

   Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.

   Прибыль выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов.

   Экономическое содержание прибыли тождественно понятию "прибавочная стоимость". Как экономическая категория прибыль отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода. На микроэкономическом уровне прибыль характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия.

   Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.

   Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и независящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находится конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К зависящим от предприятия относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства, организация труда, его производительность, состояние и эффективность финансового планирования.

   Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения хозяйственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

   В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджет в виде налогов и наряду с другими  поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечение выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, научно-технических и социальных программ.

   В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует предприятия на увеличение объема реализации товаров, нужных потребителю, снижение затрат.

   При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где  можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации деятельности.

   Все вышеуказанное показывает, что наличие прибыли позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников.

   В гармонично развивающемся обществе ни один из этих интересов не обладает преимуществами перед другими. Если же такая взаимосвязь нарушится в пользу чьих-либо интересов, то тем самым это приведет к ущемлению интересов других сторон. Так, снижение заинтересованности предприятия в наращивании прибыли (например, из-за необоснованности налогов и отчислений) приведет к уменьшению платежей в бюджет, к замораживанию заработной платы, к нерациональному использованию капитала.

   Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что у отдельных хозяйствующих субъектов преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива. Кроме того, выявлены факты получения "незаработанной" прибыли, то есть образующейся не в результате эффективной хозяйственной деятельности, а путем изменения, например, структуры реализуемой продукции отнюдь не в интересах потребителей.

Похожие материалы

Информация о работе