Сравнительная характеристика основных форм бухгалтерской отчётности существующих в Республике Беларусь и зарубежных странах, страница 2

Наиболее выразительную и содержательную форму отчетности представляет бухгалтерский баланс. Баланс – это модель (т.е. упрощенное представление), с помощью которой в интересах пользователей представляется на определенный момент времени финансовое положение организации. По данным бухгалтерского баланса собственники и иные заинтересованные контрагенты устанавливают: имущественное и финансовое состояние организации, изменение состава и структуры ее активов и пассивов, а также наличие прибыли (убытка) от хозяйственной деятельности; способность организации выполнить взятые на себя обязательства перед третьими лицами; оценивают возможность банкротства субъекта предпринимательской деятельности [1, 4].

Рассмотрим назревшие объективные перемены балансового отчета с позиции развития финансового анализа, сочетания международного опыта оценки финансовой отчетности и сложившихся традиций в отечественном бухгалтерском учете.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.05.1998 № 694 «О Государственной программе перехода на Международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь» 2007 год явился последним годом по переходу на МСФО в нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы бухгалтерского учета и отчетности, были внесены определенные изменения, призванные способствовать постепенному приближению учета и отчетности к международным стандартам, причем данные изменения произошли параллельно аналогичным изменениям в Российской Федерации [6, с.3].

Так, Законом Республики Беларусь от 29.12.2006 № 188-3 были внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», в этой связи было принято постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 07.03.2007 № 41 «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, Инструкции по заполнению и представлению форм бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь», которым и были утверждены новые формы отчетности. Однако Постановлением Минфина РБ от 14.02.2008 № 19 в очередной раз вне­сены изменения в формы бухгалтерской отчетности, которыми необходимо руковод­ствоваться при составлении и представлении отчетности начиная с I квартала 2008 года (таблица 1.1).

Таблица 1.1 – Структура форм балансов различных стран

Республика Беларусь

Российская Федерация ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

Украина Положение (стандарт) бухгалтерского учета П (с)   БУ 2 "Баланс"

По МСФО

Постановление МинФина РБ от 22.12.2004 №178

Постановление МинФина РБ от 07.03.2007 №41

Постановление МинФина РБ от 14.02.2008 №19

АКТИВ БАЛАНСА

1.Внеоборотные активы   2.Оборотные активы   

1.Внеоборотные активы   2.Оборотные активы   

1.Внеоборотные активы   2.Оборотные активы   

1.Внеоборотные активы   2.Оборотные активы   

1.Внеоборотные активы   2.Оборотные активы              3.Расходы будущих периодов

1.Текущие активы 2.Долгосрочные активы

ПАССИВ БАЛАНСА

1.Источники собственных средств                2. Доходы и расходы                 3. Расчеты

1.Капитал и резервы 2.Обязательства

1.Капитал и резервы 2.Долгосрочные обязательства 3.Краткосрочные обязательства

1.Капитал и резервы 2.Долгосрочные обязательства 3.Краткосрочные обязательства

1.Собственный капитал  2.Обеспечение предстоящих расходов и платежей 3.Долгосрочные обязательства 4.Текущие обязательства

1.Текущие обязательства 2.Долгосрочные обязательства 3.Собственный капитал

В новой форме бухгалтерского баланса произошли изменения в структуре группировки статей баланса: статьи актива баланса по прежнему сгруппированы в двух разделах («Внеоборотные активы» и «Оборотные активы»), а статьи пассива – вместо двух разделов («Капитал и резервы», «Обязательства») теперь вновь сгруппированы в трех: «Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства». Произошедшие изменения позволили повысить аналитические возможности баланса, так как позволяют отражать больший объем необходимой информации о деятельности организаций.