Особенности инвестиционных рынков стран СНГ, страница 5

Определенного внимания в контексте инвестиционной деятельности производственной специализации и кооперирования стран СНГ заслуживают их научно-технологическое и инновационное сотрудничество Стратегическая задача модернизации экономики требует объединения усилии с целью использования в общих интересах пока еще не окончательно раз рушенного научно-технологического потенциала советского периода. 1 сожалению, странам СНГ не удалось пока создать единое научно технологическое пространство и реализовать межгосударственны договоренности о развитии приоритетных направлений науки и техники, первоочередных НИОКР.

Распад народнохозяйственного комплекса Советского Союза привел к дезинтеграции сложившихся научных и технологических систем, рез кому сокращению их финансирования и обеднению кадрового состава Наибольшие потери понесли прикладные исследования из-за сокращении отраслевых НИИ и научно-технических служб предприятий.

Дефицит внутренних источников финансирования привел к тому что за счет иностранных поступлений в 2000 г. финансировалось по 1 2% НИОКР в Беларуси и России, 33% — в Кыргызстане, 27% — на Украине.[13 c.71]

Одним из серьезных препятствий совместной производственной и инвестиционной деятельности является отсутствие современной системы информации и обеспечивающего ее оборудования в рамках СНГ с учетом современных требований по скорости, качеству и полноте данных при соблюдении требований к защите прав инвесторов, промышленной и интеллектуальной собственности и т.п.

 Акцент в предложениях по совершенствованию этой сферы сотрудничества делается на разработку и последующую реализацию межгосударственных инновационных программ, финансируемых из бюджетов и внебюджетных фондов стран СНГ. Называются основные направления таких программ — ресурсосбережение, перспективные «прорывные» технологии, новые материалы и новые компьютерные технологии, информационно-маркетинговые центры. Вторым, более низким уровнем данного направления считаются программы в рамках отрасли. С этими предложениями можно согласиться, но состояние взаимодействия в научно- технической сфере таково, что их реализация потребует длительного периода времени и вряд ли получит широкое распространение в ближайшей перспективе. На наш взгляд, следует обратить внимание на возможности осуществления межстрановых НИОКР в рамках МФПГ. Концентрация на конкретном изделии или технологии, непосредственно связанным с производственной деятельностью данного субъекта хозяйственной деятельности, облегчит выделение необходимых средств. К тому же МФПГ легче выйти на контакты с иностранными инвесторами и обладателями необходимых технологий. Задача по созданию благоприятных условий для такой деятельности и предоставлению в рамках существующего законодательства определенных льгот, включая таможенную защиту особенно в начальный период, не должна оставаться вне внимания государства.

 В ближайшей перспективе следовало бы сконцентрировать усилия на создании современной системы научно-технической информации как в Союзном государстве Россия-Беларусь, так и в СНГ в целом с использованием русского языка. Инициатором должна выступить Россия: распространение информации на русском языке, в том числе переводной с других языков, может укрепить позиции России на постсоветском пространстве. Сравнительно небольшие затраты окупятся за счет ориентации технической интеллигенции стран- партнеров, в результате получения оперативной информации, на российские изделия и технологии — иначе говоря, России следовало бы взять на себя инициативу по созданию в СНГ конкурентоспособной научно- технической информационной системы.

 Существенный вклад в научно-технический обмен (соответствен но в продвижение российских прикладных разработок и технологий) призвана внести унификация стандартов образования, взаимное признание вузовских дипломов, научных званий и степеней, а также поощрение ми- грации технической интеллигенции и квалифицированной рабочей силы на основе дву- и многосторонних договоренностей. Координация и совместная разработка программ технического обучения различного уровня облегчит создание и функционирование СП, различных многосторонних проектов и инфраструктурных систем на территории стран СНГ.