Особенности инвестиционных рынков стран СНГ, страница 3

Правовые поля для инвесторов сформированы практически во всех странах СНГ. Базовый документ, определяющий деятельность стран в инвестиционном сотрудничестве, — «Соглашение в области инвестиционной деятельности», подписанное 24 декабря 1993 г. в Ашхабаде. Для обслуживания инвестиционных соглашений и выработки единых подходов к оценке, отбору и экспресс-диагностике инвестиционных программ разработан «Паспорт инвестиционного проекта в Содружестве Независимых Государств». Паспорт составлен с учетом требований «Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, а также отбору проектов для финансирования».

Однако нынешнее состояние взаимодействия стран СНГ в инвестиционной сфере нельзя признать удовлетворительным: оно развивается медленно, неясны его перспективы, имеющиеся проблемы далеки от разрешения:

1 . Особое место среди всех проблем занимает асинхронность рыночных реформ. Например, в отличие от многих стран СНГ, где либерализация и открытость экономики относительно высоки и ведущую роль играют негосударственные формы собственности, в Белоруссии под контролем государства находится большая часть экономики. доля акционерных предприятий в общем их количестве составляет только 20%

2. Задолженность стран СНГ России и между собой. Крупными неплательщиками являются Украина, неспособная оплатить полностью поставки российского газа (около 2 млрд дол ) Молдавия (около 800 млн) и Грузия (более 170 млн) Армения должна России 110 млн дол и Киргизия — 132 млн Урегулирован долг Украины за газ в размере 14 млрд дол % Задолженность Таджикистана по государственным кредитам приближается к 300 млн дол , Узбекистана — более 500 млн и долг Белоруссии за нефть, газ и электроэнергию — 200 млн дол. [15 c.105]

Серьезным препятствием для совместных инвестиционных проектов предприятий двух и более стран является неупорядоченность платежно–расчетных отношений предприятий и организаций, о которой можно судить на примере взаимодействия предприятий и организаций России с предприятиями и организациями других стран СНГ.

Некоторые страны СНГ погашают долги за счет эксплуатации Россией ряда стратегических объектов на своей территории (Байконур и база Черноморского флота). Формой погашения долга является участие России в добыче угля в Казахстане (Экибастуз). Погашение задолженности Арменией будет осуществляться за счет контрольных пакетов акций армянских предприятий ВПК, электронной и химической промышленности, горнообогатительньих комбинатов

3. Одной из причин слабого развития экономического, в том числе инвестиционного, сотрудничества государств Центральной Азии являются внутрирегиональные разногласия. По мнению экспертов Центрально-Азиатского агентства политических исследований (АПИ) и фонда Фридриха Эберта, взаимоотношения стран этого региона характеризуются неоднозначными тенденциями. Так, в отношениях Казахстана с Кыргызстаном и Таджикистаном наблюдаются позитивные тенденции, хотя реального движения в направлении интеграции пока не просматривается. Особенно напряженны отношения между Казахстаном и Узбекистаном, Кыргызстаном и Узбекистаном. Причины - наличие спорных территорий (Казахстан - Узбекистан), межэтнические отношения, транспортные проблемы, исламский и демографический факторы, невыполнение всеми странами таможенных обязательств, соперничество за лидерство в регионе (Узбекистан-Казахстан), разногласия у всех стран с Узбекистаном.

Мешают и территориально-этнические конфликты, раздирающи Грузию, проблемы Приднестровья в Молдове, Карабаха между Арменией и Азербайджаном.