Методика проведения ревизии с поставщиками и покупателями

Страницы работы

Фрагмент текста работы

3.   Методика  проведения ревизии с поставщиками и покупателями.

В процессе хозяйственной деятельности каждый субъект хозяйствования вступает в различные расчетные отношения с поставщиками, банками, покупателями, своими работниками, бюджетом, инвесторами и т. д. При этом расчеты осуществляются как в безналичном, так и с использованием наличных денежных средств, векселей, взаимозачетов, а также путем прямого обмена продукцией и товарами (бартер). 

Разнообразие участников расчетных  отношений и форм расчетов между ними создает предпосылки для нарушений и злоупотреблений при осуществлении расчетных операций, и поэтому требуют постоянного  контроля  за их проведением и отражением в бухгалтерском учете. Правильность организации расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств предприятия, укрепления его договорной и расчетной дисциплины, улучшение его финансового состояния.

Следовательно, цель ревизии расчетных операций, как это уже отмечалось ранее, является  оценка правильности организации учета расчетов на предприятии, подтверждение законности образования дебиторской и кредиторской задолженности по товарным операциям, ее достоверности и реальности погашения.

Для подтверждения достоверности, состояния законности и целесообразности организации расчетных операций ревизор осуществляет проверку расчетов:

·  с поставщиками и подрядчиками (счет 60);

·  с покупателями и заказчиками (счет 62);

Источниками проверки являются записи по соответствующим счетам бухгалтерского учета в учетных регистрах, первичных документах,  а также в Главной книге и отчетности.[21, с.14]

Проверку состояния расчетов с поставщиками и покупателями рекомендуется начинать (по мере необходимости) с инвентаризации расчетов или с анализа материалов инвентаризации, если они имеются к моменту проведения проверки. Это  позволит документально подтвердить фактическое состояние и наличие дебиторской и кредиторской задолженности, проконтролировать сроки их возникновения и погашения, уточнить реальную оценку. Порядок проведения инвентаризации расчетов определяется в пунктах 3.44 – 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Министерством финансов Республики Беларусь 05.12.1995г. № 54.[12]

Инвентаризация  расчетов заключается в проверке обоснованности учтенных на бухгалтерских счетах сумм дебиторской и кредиторской задолженности, их реальности и возможности погашения.

Проверку расчетов начинают с подтверждения равенства дебетовых и кредитовых остатков по счетам учета расчетов, указанных в оборотном балансе на последнюю дату, и остаткам в карточках  аналитического учета расчетов. При этом обращают внимание на законность и хозяйственную целесообразность совершенных операций, на сроки образования дебиторской и кредиторской задолженности, и устанавливают суммы платежей, по которым имеется просроченной задолженность или истекли сроки исковой давности.

В ходе проведения инвентаризации расчетов уточняется оценка дебиторской и кредиторской задолженности. При принятии к бухгалтерскому учету дебиторская и кредиторская задолженности оцениваются в суммах, установленных договором по соглашению сторон, участвующих в сделке.[17, с. 10]

Задолженность, выраженная в иностранной валюте, при принятии к учету пересчитывается в рубли по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату возникновения обязательств. Впоследствии оценка задолженности может изменяться (увеличиваться или уменьшаться) на сумму процентов, предусмотренных к уплате (получению) по договору; на сумму признанных штрафов, пени неустоек; на величину курсовых разниц и по другим причинам, предусмотренным действующим законодательством или договором.

В бухгалтерской отчетности обязательства оцениваются в денежном выражении на основании цены, указанной в договоре (статья 11 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности»).

Сведенья о реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационную опись или акт инвентаризации. Результаты инвентаризации расчетов оформляются Актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма № инв-11) . К акту инвентаризации должна быть составлена справка, в которой обосновываются причины образования просроченной задолженности. По  суммам дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности, указываются лица, виновные в образовании задолженности (приложение 5).

При инвентаризации расчетов с поставщиками проверке подвергаются записи по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Результаты инвентаризации расчетов  с поставщиками оформляются актами, в которых отражаются данные о фактических поставках товаров, сырья, материалов, топлива и других материальных ценностей и о сумме перечисленных (полученных) в оплату денежных средств. Указанные акты сверки расчетов подписываются как поставщиком, так и покупателем.

Похожие материалы

Информация о работе