Исследование действующей практики учёта расчётов с поставщиками и покупателями хозяйствующего субъекта пути его совершенствования

Страницы работы

Фрагмент текста работы

2. Исследование действующей практики учёта расчётов с поставщиками и покупателями хозяйствующего субъекта пути его совершенствования

2.1 Документальное оформление расчётных операций

В процессе хозяйственной деятельности у организаций возникают расчеты с другими субъектами хозяйствования  при совершении сделок купли-продажи товаров, выполнении работ и оказании услуг. Они совершаются, как правило, в безналичной форме и должны быть построены таким образом, чтобы обеспечить своевременное получение денежных средств за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги.

Взаимоотношения ЧТУП «Белкоопоптторг» с другими субъектами хозяйствования по поводу совершения сделок купли-продажи, выполнения работ и оказания услуг начинаются с заключения договора (контракта) на поставку товара. В нем отражаются предмет сделки, права, обязанности и ответственность сторон, сроки и условия поставки, порядок и формы расчетов, форс-мажорные обстоятельства, штрафные санкции за нарушение условий договора, порядок разрешения споров, срок действия договора, юридические адреса сторон сделки. Именно в договоре определяется и закрепляется форма, порядок и сроки осуществления расчетов. В качестве формы расчетов может быть выбран дебетовый или кредитовый банковский перевод либо неденежная форма прекращения обязательства (зачет взаимных требований, перевод долга, расчеты векселями). При этом в договоре закрепляется либо конкретная форма, либо указываются возможные варианты расчетов. Порядок расчетов подразумевает предварительную (полную или частичную) оплату либо последующую оплату.

Если договорам предусмотрена последующая или частичная предварительная оплата, то в договоре указываются сроки оплаты и штрафные санкции за несвоевременную оплату. Данное обстоятельство особенно актуально в условиях инфляции, так как в хозяйственной деятельности ЧТУП «Белкоопоптторг» встречаются такие покупатели, которые умышлено задерживают платеж за полученный товар. В результате чего организация несет потери, которые, во-первых, связаны с обесцениванием денежных средств, находящихся в дебиторской задолженности покупателя, во-вторых, потери из-за необходимости вовлечения в оборот дополнительных средств в сумме неоплаты отгруженного товара.

Поэтому, чтобы избежать данные потери, ЧТУП "Белкоопоптторг"  практикует заключения договоров на условиях полной предоплаты. Но не всегда покупатели готовы покупать товар на условиях стопроцентной предоплаты и предпочитают комбинированный способ оплаты, т. е. с использованием  частичной предоплаты. В этом случае, с целью предупреждения возможных потерь от несвоевременной оплаты, ЧТУП "Белкоопоптторг" принимает такие меры, как заключение договоров на условиях последующей оплаты, но с пересчетом к моменту оплаты суммы отгруженного товара на процент роста инфляции за период между отгрузкой и оплатой товара или же указанием суммы отгружаемого товара не в белорусских рублях, а в условных единицах какой-либо валюты (доллары, евро) с целью последующего пересчета в белорусские рубли по курсу Национального банка на день оплаты. Благодаря постоянному росту курса валют, ЧТУП "Белкоопоптторг" компенсирует инфляционные потери средств, отвлеченных в дебиторскую задолженность, т. е. потери, возникающие в случаи задержки покупателем оплаты за отгруженный товар.

Применение штрафных санкции за несвоевременную оплату так же является одной из мер по ускорению погашения задолженности. Но кроме санкций, в организации осуществляются меры, направленные на поощрение добросовестных покупателей. Например, имеется система скидок при постоянной своевременной оплате, которая стимулирует покупателей к погашению задолженности в максимально короткие сроки.

 После заключения договора, поставщик в адрес покупателя выписывает счет, который служит основанием для осуществления расчета. Если договором предусмотрена предварительная оплата, то покупатель, получив счет, выписывает платежное поручение; если последующая – поставщик, после отгрузки товаров выставляет в адрес покупателя платежное требование с предварительным либо последующим акцептом, либо покупатель выписывает платежное поручение. Все платежные инструкции передаются в обслуживающий банк.

В ЧТУП «Белкоопоптторг» связь с банком осуществляется через электронную систему «Клиент-банк». Данная система осуществляет передачу платежных инструкции в обслуживаемый банк в электронном виде с применением телетрансмиссионных средств (электронной почты). Для подтверждения подлинности платежных инструкций используются электронная цифровая подпись. Бухгалтер по средствам данной системы формирует платежные инструкции на оплату или предъявления, составляет заявление на акцепт и т.д. Затем программа осуществляет проверку правильности их составления и формирует массив информации. После подтверждения электронной цифровой подписью сформированного массива информации, происходит его передача в обслуживающий банк по средством электронной почты. Полученные платежные инструкции, ответственный исполнитель банк проверяет и при условии наличия у плательщика денежных средств на счете осуществляет их исполнение. Документом, подтверждающим исполнения банком платежных инструкций, является выписка по счету клиента. (Приложение     )

Похожие материалы

Информация о работе