Основные фундаментальные положения экономической теории, страница 2

Зависимость между ценой товара и спросом на него характеризуется кривой спроса (SS)- закон спроса.  Помимо цены на спрос влияют:

ü Предпочтения и вкусы потребителей

ü Число покупателей на рынке

ü Денежные доходы населения и их                           изменение

ü Изменение цен на сопряженные товары

ü Потребительские ожидания относительно изменения цен.

Зависимость между ценой и предложением характеризуется кривой предложения (DD)- закон предложения. Помимо цены на предложение влияют следующие факторы:

ü  Уровень издержек производства

ü  Число продавцов на рынке и конкуренция между ними

ü  Ожидания производителей относительно изменения цен

ü  Цены на другие товары

Точка пересечения SS и DD это точка рыночного равновесия.

Рыночное равновесие устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое продавцы согласны продать при установившейся цене.

Очень важную роль в механизме рынка играет конкуренция

Экономическая конкуренция – соревнование фирм, предприятий на рынке за предпочтение потребителей их товарам с целью получения наибольшей прибыли.

 Конкуренцию классифицируют следующим образом:

ü Совершенная (свободная) конкуренция (немонополистическая)

ü Несовершенная (несвободная) конкуренция

·  Чистая монополия 

·  Монополистическая конкуренция 

·  Олигаполия

Различают 2 метода конкуренции:  ценовую и неценовую

Важное место в экономической теории занимает понятие предпринимательство – как тип хозяйственного поведения, как процесс деятельности по созданию чего-либо нового обладающего ценностью.

Процесс предпринимательства состоит из 4 четко выраженных стадий:

ü  Поиск новой идеи и оценка возможности ее реализации

ü  Составление бизнес-плана

ü  Поиск необходимых ресурсов, в том числе трудовых и финансовых

ü  Управление созданным предприятием

Основополагающие проблемы в рыночной экономике решаются фирмами.

Фирма – это институт, или элемент любой  рыночной экономики, это организационно-экономическая структура предпринимательской деятельности, обладающая юридической и экономической самостоятельностью.

В деятельности любой фирмы одну из главных ролей играет маркетинг – это такая система организации работы фирмы при которой производственные решения принимаются на основе специального предварительного изучения требований рынка.

Важнейшие цели (функции) маркетинга:

ü  Сегментация

ü  Сбор рыночной информации

ü  Прогнозирование рынков

Макроэкономика – раздел экономической теории о хозяйстве как едином целом, о его сбалансированности, о проблемах экономического роста и занятости, о возможностях и противоречиях экономического механизма, о функциях государства и его экономической политики.

Цели макроэкономики:

ü  Регулирование объема производства в стране достижение сбалансированности народного хозяйства.

ü  Регулирование занятости и безработицы, практическое обеспечение сбалансированности рабочих сил и трудовых ресурсов

ü  Регулирование цен и инфляции в стране, поддержание стабильных цен на свободном рынке, обуславливающий уровень инфляции близкий к нулю – это идеал макроэкономической политики

ü  Регулирование внешнеэкономической политики, внешнеэкономических связей: равновесие между импортом и экспортом, сокращение внешнеторгового дефицита и внешнего долга, поддержка стабильного обменного курса национальной валюты на валюту других стран

Показатели функционирования национальной экономики:

1.  Экономический рост экономики.

2.  Производство ВНП, ВВП.

3.  Производство, распределение и использование национального дохода (использование и    перераспределение).

4.  Производительность общественного труда.

5.  Занятость населения.

6.  Уровень безработицы.

7.  Жизненный уровень населения.

8.  Доходы, з/плата.

9.  Номинальная и реальная з/плата.

10.  Денежное обращение.

11.  Инфляция.

12.  Торговый и платежный баланс.

13.  Внешнеэкономическая деятельность.

Ключевой проблемой экономической теории и хозяйственной практики любого государства

является макроэкономическое равновесие – такое состояние национальной экономики, при котором использование ограниченных ресурсов для создания различных благ и их распределение между членами общества сбалансированы.