Введение в учебную дисциплину «Управление охраной окружающей среды». Современное природоохранное законодательство России. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Аварии с экологическими последствиями

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лекция №1

Введение в учебную дисциплину

«Управление охраной окружающей среды»

(к.х.н., доцент В.Ю. Александров)

Представление

Знакомство с группой

Учебная дисциплина «Управление охраной окружающей среды» для студентов 5-го курса, обучающихся по специальности 280-202 – инженерная защита окружающей среды, инженер-эколог, направлена на обобщение и систематизацию, полученных на предыдущих курсах экологических знаний,  доведение до выпускников НГТУ информации о современном состоянии государственной системы управления природоохранной деятельностью, анализ функций и полномочий органов государственного управления в этой сфере, рассмотрение системы современных правовых и нормативных актов, анализ отдельных примеров экологических проблем и путей их решения.

Программа дисциплины включает:

- курс лекций – 34 часа;

- практические занятия – 34 часов;

- самостоятельная работа – 34 часов;

-контрольные недели - 2

-РГР -2

- зачет

На практические занятия будет выносится материал, требующий привлечения больших массивов цифрового материала, например нормативы платы за загрязнение объектов окружающей среды, федеральный классификационный каталог отходов, формы государственного статистического наблюдения, отчет о плате за негативное воздействие на объекты окружающей среды, формы разрешения на выбросы и сбросы и т.п.).

Цель дисциплины – подготовить выпускников НГТУ к практической работе менеджера-эколога на производстве, а также  специалиста в системе органов государственного управления природоохранной деятельностью.

Рассмотрим основные составляющие (блоки) системы государственного управления охраной окружающей среды (ООС), которые удобно представить в табличной форме с краткой характеристикой каждого блока.

Блок

Краткая характеристика блока

1

Нормирование

- установление нормативов качества окружающей среды: ПДК загрязняющих веществ в объектах окружающей среды (воздух, почва, вода), ПДК микроорганизмов;

- установление нормативов допустимого воздействия на ООС: разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, физические воздействия (тепло, шум, вибрация, ионизирующее излучение, электромагнитные поля); лимиты размещения отходов

- установление нормативов изъятия компонентов природной среды (полезных ископаемых, воды, земли, леса и др.).

2

Экологическая экспертиза

- оценка воздействия на ООС планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на ООС;

- экологическая экспертиза документов на соответствие требованиям ООС.

Уровни экологической экспертизы:

-федеральный (затронуты экологические интересы нескольких субъектов РФ, напр. - трубопровод);

- региональный (затронуты экологические интересы одного субъекта РФ).

3

Платность за негативное воздействие на ООС

Плата за загрязнение ООС: выбросы в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, загрязнение недр и почв, размещение отходов, загрязнение ООС шумом, теплом, электромагнитным и ионизирующим излучением

4

Учет негативного воздействия на ООС

Представление государственной статистической отчетности по федеральным формам 2-ТП(воздух), 2-ТП(водхоз), 2-ТП(отходы)

5

Лицензирование деятельности в области ООС

Из видов деятельности по ООС деятельность по обращению с отходами подлежит лицензированию

6

Экологическая информация

Для учета динамики экологической ситуации, ее прогнозировании издаются ежегодние обзоры «Состояние окружающей среды» на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.

7

Государственный экологический контроль

Для контроля исполнения природопользователями норм природоохранного законодательства проводится государственный экологический контроль на федеральном уровне и региональном уровне субъектов федерации. Разделение полномочий устанавливает Правительство РФ.

8

Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Красная Книга.

Формирование и поддержание сети ООПТ на федеральном и региональном уровне. Издание Красных Книг, федеральной и субъектов федерации.

По ходу курса мы будем работать с каждым из блоков в отдельных лекциях, а так же в практических занятий и самостоятельной работы, где будет возможность углубленного изучения конкретных вопросов с примерами и при необходимости расчетами.

В начале курса остановимся на истории управления ООС в России, с акцентом на Новосибирскую область, поскольку без знания истории трудно понять современное состояние дел.

Похожие материалы

Информация о работе