Электроприводной химический трехплунжерный регулируемый насос ХТР 4/100, страница 3

Это достигается тем, что консольная часть плунжера помещена в полость перфорированного стакана, концентрично установленного с зазором относительно плунжера и корпуса, причем на наружной поверхности перфорированного стакана закреплена сетка с размерами ячеек 40-60 мкм.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на рис. 2.1 - изображен описываемый насос, продольный разрез;

Насос содержит корпус 1, с размещен­ным в нем плунжером 2. Гидравлическая часть насоса имеет всасывающий  4 и нагнетательный клапан 5. Цилиндровая втулка 6, прижимается фланцем 7. Перфорированный стакан 3, установлен в корпусе насоса и прижат цилиндровой втулкой.

Рисунок 2.1 – Плунжерный насос с перфорированным стаканом.

Насос работает следующим образом:

При такте всасывания плунжер 2 перемещается влево, открывается всасывающий клапан 4, происходит процесс всасывания жидкости. Попаданию абразивных частиц находящихся в перекачиваемой жидкости препятствует установленный перфорированный стакан 3, играющий роль фильтра. Таким образом находящиеся в перекачиваемой жидкости абразивные частицы не попадают на площадь контакта между уплотнением плунжера и цилиндровой втулки 6.

При такте нагнетания плунжер перемещается вправо, закрывая всасывающий клапан 4 и открывая нагнетательный клапан 5. Перекачиваемая жидкость содержащая абразивные частицы под давлением выталкивается вместе с ними в  открывшийся нагнетательный клапан, что существенно повышает долговечность насоса при работе на абразивосодержащих жидкостях.

3  Устройство и принцип действия насоса

    ХТР 4/100

Гидравлические параметры насосов и возможность перекачивания различных по характеру и температуре жидкостей обеспечиваются соответствующими по диаметру плунжерами, применением соответствующей конструкции, материала гидравлической части и уплотнений (сальников). При работе агрегата вращение вала двигателя передается через муфту и встроенный червячный редуктор на коленчатый вал насоса. Вращательное движение коленчатого вала при помощи

кривошипно-шатунного механизма преобразуется в возвратно-поступательное движение плунжеров. Плунжер, перемещаясь в рабочих камерах гидроблока, при ходе назад (в сторону коленвала) засасывает жидкость через всасывающий клапан, а при ходе вперед вытесняет ее через нагнетательный клапан. Рабочие камеры герметизированы со стороны всасывающего и нагнетательного; клапанов кольцами, а со стороны плунжеров уплотнительными коробками (сальниками).

Насос состоит из двух основных частей: приводной и гидравлической.

3.1 Приводная часть насоса

Приводная часть насоса состоит из деталей и сборочных единиц: станины, встроенного червячного или цилиндрического редуктора, коленчатого вала, трех шатунов и трех ползунов. Коленчатый вал вращается в двух конических

роликоподшипниках, установленных в расточках боковых стенок станины. Правильное положение коленчатого вала выверяется по шатунам и фиксируется с помощью шайб между станиной и крышкой.

В червячном редукторе червячное колесо, расположенное консольно на коленчатом валу, сцепляется с червяком, расположенным горизонтально на радиально-упорных подшипниках. В цилиндрическом редукторе цилиндрическое колесо, расположенное консольно на коленчатом валу, сцепляется с шестерней

вращающейся в конических роликоподшипниках.

С коленчатым валом соединены шатуны. Большая головка шатуна разъемная. В нее вставлен баббитовый вкладыш из двух половин. В малую головку шатуна запрессована бронзовая втулка, в которую входит палец, соединяющий шатун с ползуном.

Ползуны перемещаются по направляющим, запрессованным в станину. Направляющие закрыты со стороны гидроблока крышками с манжетами, предохраняющими приводную часть от попадания пыли и грязи в масло, а также от утечек масла наружу при работе насоса. К ползуну через специальное шарнирноплавающее соединение крепится плунжер.

Шарнирно-плавающее соединение выполняет роль компенсирующего звена, позволяет устранить влияние на работоспособность насоса несоосности и

углового смещения осей проставка ползуна и плунжера, возникающее при их движении.