Физиологические основы целенаправленного поведения человека и животных с позиции теории функциональных систем п,к,анохина, страница 3

     Биологическая потребность – это некомпенсированное изменение каких-либо гомеостатических показателей. Например, уровня глюкозы, липидов, аминокислот. На основе биологической потребности формируется соответствующая мотивация.

     Мотивация – термин, заимствованный из психологии. В психологии мотивация означает влечение к чему-то. Более конкретно мотивация – это осознанная потребность.

    В физиологии под мотивацией понимают эмоционально окрашенное состояние организма, сформированное на базе определенной потребности, проявляющееся в избирательном возбуждении определенных структур центральной нервной системы и целенаправленном поведении, которое приводит к устранению исходной потребности. 

      Как только происходит формирование мотивационного возбуждения  и переход его в разряд доминирующего, активизируются механизмы памяти, которые извлекают из определенных структур головного мозга информацию о том, как организм вел себя ранее в аналогичной ситуации. Таким образом, ответ на второй вопрос находится в связи с активацией механизмов памяти.

      Третий вопрос решается при оценке информации, поступающей в организм в связи с активацией различных сенсорных систем при воздействии тех или иных раздражителей из окружающей среды. Этот поток информации получил название обстановочной афферентацией.

      Наконец, момент реализации целенаправленного поведенческого акта связано с действием конкретного пускового стимула, который в схеме получил название пусковой афферентации. 

       Принятие решение – этот этап формирования целенаправленного поведенческого акта  связан с ограничением его степеней свободы. После завершения этапа афферентного синтеза возникает ситуация, в которой  ясно: «Что надо для организма?»,  «Как это сделать с учетом прежнего опыта?»,  «Как это сделать с учетом реальной обстановки?», «Когда это сделать?». Однако, при этом возможны какие-то варианты поведения в данной конкретной обстановке. Поэтому, для выбора одного возможного варианта поведения и реализуется этап принятия решения.

      Формирование эфферентного синтеза (программы поведения) – этап формирования конкретного плана поведения, который должен привести к достижению полезного приспособительного для организма результата. Одновременно с этим, параллельно формируется аппарат акцептора результата поведения.

     Акцептор результата поведения (АРП) – это функциональный блок, в котором хранится информация о параметрах идеальной модели будущего результата. Кроме того, в акцепторе результате поведения происходит сличение параметров реального результата с параметрами его идеальной модели.  

      При сопоставлении параметров реального результата с его идеальной моделью возможны два варианта. Первый вариант – параметры реального результата полностью совпадают с параметрами идеальной модели АРП. П К.Анохин назвал эту ситуацию согласованием. В этой ситуации возникают положительные эмоции, санкционирующие правильность поведения, приведшего к этому результату. Положительные эмоции показывают, что полезный приспособительный результат достигнут, функциональная система завершает свое функционирование. Второй вариант – параметры реального результата не совпадают с параметрами идеальной модели АРП. Эту ситуацию П.К.Анохин назвал отрицательным рассогласованием. В результате отрицательного рассогласования возникают отрицательные эмоции, свидетельствующие о том, что результата не достигнут.  В связи с этим может произойти или усиление поведения, направленного на достижение нужного результата, или прекращение поведения, в связи с невозможностью достижения нужного результата. Представленные процессы в акцепторе результата поведения (АРП) П.К.Анохин связывал с физиологическими механизмами эмоций, а сому теорию, объясняющую происхождение эмоций в связи с процессами в АРП назвал «Биологической теорией эмоций».