Физиологические основы адаптации, страница 3

              Стадия истощения.

        Стадия истощения характеризуется истощением адаптационных резервов, снижением работоспособности человека, снижением резистентности к воздействию неблагоприятных факторов, возникно-вением различных заболеваний. Характер возникающих заболеваний в этой ситуации определяется наиболее уязвимыми, слабыми звеньями организма человека. В одних случаях это может быть невроз, в других случаях гипертоническая болезнь или язвенная болезнь. Проявлением стадии истощения может быть так называемый синдром хронической усталости. Этот синдром проявляется в резком снижении работоспособности, нарушении сна, исчезновении аппетита, нарастании тревожности.                 

 Для уменьшения последствий стресса для организма необходимо использовать ряд рекомендаций:

1.  При длительном стрессе стремиться прекратить действие неблагоприятного фактора.

2.  Помнить, что универсальным «лекарством» при стрессе является дозированная, индивидуально ориентированная двигательная активность.

3.  Для ускорения формирования стадии резистентности использовать адаптогены – группу препаратов растительного и животного происхождения (экстракт корня женьшеня, препараты китайского лимонника, различные продукты пчеловодства, пантокрин  и  др).  Указанные препараты можно использо-вать после консультаций со специалистами – медиками.

Необходимо помнить, что одним из наиболее неблагоприятных стрессогенных факторов современного мира является сочетание высокой потребности в чем-то, необходимости для достижения поставленной цели переработки большого количества информации и дефицита времени, отпущенного на переработку этой информации. Это неблагоприятное сочетание может преследовать нас всю жизнь, вызывая стрессовые реакции организма, провоцировать возникновение тех или иных заболеваний. Экзаменационная сессия в высших учебных заведениях является естественной моделью такой ситуации. Для того, чтобы она не стала для вас стрессовой, необходимо, с одной стороны,  находить больше времени для обучения, систематически изучать тот или иной предмет (снять фактор дефицита времени), с другой стороны, помнить  об антистрессовой роли регулярной, дозированной физической активности.