Технология и проектирование выборочного ремонта подводных трубопроводов: Руководящий документ, страница 4


1  Общие положения

РД распространяется на следующие методы ремонта подводных трубопроводов категории В и I диаметром до 1220 мм системы ОАО «АК «Транснефть»:

-  устранение локальных дефектов, подлежащих ремонту (ДПР) с использованием шпунтовых конструкций для крепления стенок рабочего котлована;

-  устранение локальных ДПР с использованием герметизирующих камер (ГК) и кессонов;

-  устранение локальных ДПР методом установки муфты для подводного ремонта трубопровода.

-  подбивка и засыпка оголенных и провисших участков ПП в русловой части, укрепление подверженных размыву участков.


2  Выбор метода ремонта

Выбор метода ремонта производится по результатам определения технического состояния трубопровода и с учетом требований действующих нормативно-технических документов регламентирующих условия применения конкретных методов ремонта.

2.1    Определение технического состояния подводного перехода

Техническое состояние определяется по результатам внутритрубной диагностики и по данным обследования ПП по определению планово-высотного положения трубопровода и гидрологических характеристик водной преграды. При  этом определяются:

·  дефекты, подлежащие ремонту в русловой и пойменной частях ПП;

·  местоположение ДПР на трубопроводе относительно береговых маркерных пунктов;

·  глубина водной преграды и заглубление трубопровода в месте расположения ДПР по профилю подводного перехода.

·  Участки оголений и провисов трубопровода, которые указываются на топографическом плане и продольном профиле.

2.2    Выбор метода ремонта

2.2.1   Участки провисов и оголений трубопровода подлежат ремонту подбивкой, засыпкой и засыпкой с применением гибких бетонных матов на .участках, подверженных интенсивному размыву.

2.2.2   Ремонт локальных дефектов подводного трубопровода с применением герметизирующих камер и кессонов, с креплением стенок рабочего котлована шпунтовыми конструкциями должен применяться в пойменной и русловой частях ППМН, на глубинах, ограниченных несущей способностью этих конструкций. Возможность применения шпунтовых конструкций, герметизирующих камер и кессонов определяется по их техническим характеристикам и ограничивается глубиной и скоростью течения реки в месте производства работ. Данное оборудование применяется как для планового, так и для аварийного ремонта.

2.2.3   При использовании ремонтного оборудования, указанного в пункте 2.2, методы ремонта дефектных участков следует назначать по РД 153-39.4-067-00 из перечня методов постоянного ремонта. При этом размер дефектного участка вдоль образующей трубы не должен превышать 1,5 диаметра для труб Ду = 800 – 1200 мм и 2,5 диаметра для труб Ду = 500 – 700 мм, что ограничивается конструктивными характеристиками применяемого ремонтного оборудования. Характеристики ремонтного оборудования приведены в приложении 14.

2.2.4 Плановый ремонт подводных трубопроводов методом установки муфты для подводного ремонта назначается после проведения предварительной технико-экономической оценки (ПТЭО) вариантов ремонта.

Описания дефектов, устраняемых методом установки муфты для подводного ремонта трубопровода, и требования по установке муфт приведены в таблице 1.

Дефекты подводных трубопроводов, устраняемые  методом установки муфты для подводного ремонта трубопровода и требования по установке муфт

Таблица 1

Наименование дефекта

Описание ремонтируемых дефектов

Требования по установке муфты

1. Дефекты геометрии трубы:

1.1 Гофр

1.2 Вмятина

Расстояние между образующей трубы и внутренней поверхностью муфты должно превышать высоту гофра (см. рисунок 1) более чем на 5% высоты гофра, рисунок 2а.

Расстояние между внутренними границами зон контакта муфты с поверхностью трубы должно превышать размер дефекта вдоль оси трубы более чем на 0,2 наружного диаметра трубы, рисунок 2б.

2. Дефекты стенки трубы

2.1 Потеря металла

2.2 Риска

2.3 Расслоение

2.4 Расслоение с выходом на поверхность

2.5 Расслоение в околошовной зоне

2.6 Трещина

3. Дефекты продольных, поперечных и спиральных сварных швов

3.1 Несплошности плоскостного типа

3.2 Аномалии

3.3 Смещение кромок

Расстояние между образующей трубы и внутренней поверхностью муфты должно превышать высоту дефекта в сумме с усилением шва более чем на 5% от этой суммарной высоты, рисунок 2в.