Наука о политике. Политические участие. Выборы. Власть. Политическая система общества. Высшие органы государственной власти и управления в современных государствах мира

Страницы работы

141 страница (Word-файл)

Фрагмент текста работы

НАУКА О ПОЛИТИКЕ

1. Основное содержание, природа и свойства политики.

2. Категории, методы и функции политологии.

Политика - оно из самых сложных понятий в современных гуманитарных науках. «Из всех мирских наук самая благородная наука и всем госпожа политика или королевская мудрость. И из всех наук она наиболее пристойна королям и их советникам», - писал известный европейский политический мыслитель XVIII в. Юрий Крижанич. В его словах проявляется образ политики как одного из наиболее благородных видов деятельности человека, деятельности доступной немногим, самым мудрым, разумным аристократом. Но жизнь зачастую доказывала, что политика может быть и делом «грязным», инструментом обеспечения сугубо корыстных целей, а ее цели и методы далеки от благородства. В результате появляются иные оценки политики, например, «политика - профессия от дьявола», как охарактеризовал ее поэт Е. Евтушенко.

Термин "политика" как в повседневном, так и в научном употреблении понимается весьма многозначно. К примеру, О.Шпенглер считал, что "политика в высшем смысле есть жизнь, а жизнь есть политика". М.Вебер отмечал, что "Политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает".[1]

Ядром политики выступает власть. Политологи Российской академии управления пишут, что «политику можно определить как борьбу за власть, ее завоевание, удержание и использование.»[2] Этот вывод почти дословно повторяет определение политики, данное еще в 1515 г. одним из основателей политической науки Н.Макиавелли, который характеризовал ее как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее.».[3]  Следовательно, во все времена власть является важнейшим объектом политической борьбы, а соответственно и основным объектом политики. А силу этого политика является самостоятельной областью деятельности людей, с собственными принципами и законами, отличными от принципов и законов других сфер общественной жизни. Понятия «политика» и «политическое» принадлежат к числу наиболее широко и часто употребляемых. Мы говорим о внутренней и внешней политике, об экономической и социальной политике, о культурной, образовательной политике, наконец, о политике международных отношений и т.д. В конечном счете политикой принято считать либо все общественные явления. Либо преимущественно явления в сфере управления обществом и государством, где решаются проблемы власти и подчинения. В то же время было бы неверным отождествлять власть и политику, т.к. не всякая власть выступает как политика. Например, власть главы семьи над ее членами, взятая сама по себе, это не публичная, а личная, индивидуальная власть, а потому и не политика. При родоплеменном, догосударственном общественном устройстве, державшемся на личной власти главы рода, отсутствовала политическая власть.

Слово «политика» пришло в современный мир из Древней Греции. Древнегреческие города - государства назывались полисами, являвшимися основной формой социально - экономической и политической организации общественной жизни. Все государственные и общественные дела полиса именовались "политикой". Мыслители древности рассматривали политику как "искусство управления людьми" (Сократ). Аристотель же видел в политике науку "самую главную из всех наук и искусств; цель которой - обеспечить "высшие блага" граждан полиса.

Древние греки были убеждены, что счастливая жизнь народа должна быть обеспечена  справедливым  правлением,   а у  власти  должны  стоять   избранные,

исключительные по умственным и моральным качествам люди. Политический идеал Аристотеля - государство, в котором только закон есть сила, а наиболее подходящая в политическом отношении форма государственного устройства - смешанная, основанная на стремлении объединить интересы бедных и богатых. Аристотель, Платон, Конфуций создали политические концепции, которые носили философско -этическую форму. Немаловажное значение имели теологические взгляды, согласно которым правитель на земле - наместник бога, проводник воли небесных сил. Вершиной религиозной политической мысли стало учение Фомы Аквинского, который считал власть божественным установлением. Божественная природа власти и политики в целом - основа политических мировоззрений в России, где нравственный и христианский долг подданных - служение царю. Тем самым выстраивалась четкая схема служения - царь служит богу, а подданные - царю.[4]

Похожие материалы

Информация о работе