Аварийно-восстановительный ремонт подводных переходов, страница 4

-  устройство земляного амбара или котлована для складирова­ния откачиваемой нефти из аварийного участка нефтепровода;

-  засыпка отремонтированного трубопровода.

Работы по опорожнению аварийного участка нефтепровода от нефти и промывке его водой выполняются в следующей по­следовательности:

-  закрываются берегорые (линейные) задвижки, отсекающие ава­рийный участок;

-  врезаются вантузы и подготавливается обвязка для откачки нефти в котлован или закачки в параллельный трубопровод и закачки воды (воздуха) в трубопровод;

-  подготавливаются котлован или емкости для сбора нефти;

-  присоединяются необходимые механизмы и оборудование;

-  вытесняется нефть из трубопровода в параллельный трубо­провод или котлован путем принудительной подачи воды (воз­духа) в аварийный участок.

Одна из возможных систем вытеснения нефти в параллельный нефтепровод представлена на рисунке 1.14.

Перед проведением ремонта дефектный участок очищается от футеровки и старой изоляции. Для очистки используются скреб­ки или угловые реверсивные пневмощетки УПЩР-1.


Рисунок 1.14 - Схема опорожнения аварийного участка со сбросом вытесненной нефти (воды) в параллельный трубопровод.

1,9 - трубопровод; 2, 4, 6, 8, 11, 12 - отключающие задвижки; 3, 7 вантуз;

5 - передвижной насосный агрегат; 10 - поролоновый разделитель;

13 -обратный клапан;14 – насос.

Работы по герметизации дефектов с применением клеевых ком­позиций включают следующие этапы:

-  разметка ремонтируемого участка и очистка от старого покры­тия;

-  установка кондуктора, обеспечивающего точное размещение зап­латы и элементов крепления (рис. 1.15);

-  подгонка заплаты по всему профилю дефектного участка (за­зор не более 0,5 мм, а длина нахлеста — не менее 40 мм);

-  покрытие заплаты и ремонтируемого участка слоем клея;

-  накладывание заплаты на дефектное место с небольшими воз­вратно-поступательными движениями в разные направления;

-  фиксация заплаты 4—8 слоями стеклоленты или металличес­кими хомутами;

-  восстановление нарушенной изоляции.


Рисунок 1.15 - Схема установки кондуктора.

1 - кольцевой упор; 2 - место повреждения.

Для герметизации дефектов могут устанавливаться разъем­ные непроницаемые зажимы и муфты. Конструкция зажимов (рисунок 1.16) и муфт (рисунок 1.17) может быть различной, но должны обеспечиваться удобство и простота монтажа их под водой водо­лазом, а также герметичность с учетом рабочего давления на тру­бопроводе.

При наличии нескольких свищей на небольшом участке тру­бы целесообразно ремонтировать его путем установки на тру­бу муфты с последующей заливкой ее клеевым компаундом. Муфты монтируются с таким расчетом, чтобы торцевые уплотнительные манжеты находились на расстоянии 200-300 мм от краев зоны дефекта. Общий вид заливочной муфты дан на рисунке 1.8.

После завершения монтажных работ по ликвидации аварии, при положительных результатах качества сварных соединений проводят:

проверку герметичности отремонтированного участка стати­ческим давлением;

вытеснение воздуха из трубопровода и его заполнение нефтью;

проверку на герметичность и прочность отремонтированного участка и технологических соединений после вывода нефтепрово­да на режим перекачки проходящим давлением.

При удовлетворительном состоянии участка выполняют очист­ку и изоляцию мест подсоединения отремонтированного участка к нефтепроводу, а затем засыпку ремонтного котлована.



Рисунок 1.16 - Зажим разъемный

1 – корпус зажима; 2 – болт; 3 – уплотняющая прокладка; 4 – ремонтируемый трубопровод.


Рисунок 1.17 - Муфта разъемная

1 – фланец нажимной; 2 – полумуфта; 3 – прокладка уплотняющая; 4 – манжета уплотняющая;

5 – уплотняющие элементы



Рисунок 1.18 - Муфта заливочная

1 - манжета; 2 - обечайка; 3,5 - отверстия для выхода воды

 и заливки ком­паунда; 4 – хомут.