Памятка по борьбе с потерями нефти и нефтепродуктов, страница 9

При наливе   разбрызгивающейся   струей   в емкости сразу же создаются высокие   концен­трации   паров,   обусловливающие   увеличение объема вытесняемой паровоздушной смеси, а следовательно, увеличение потерь (см. рис. 27).

Рис. 26. Налив    в  цистерну автомобиля    «под уро­вень» позволяет сократить потери на 2 кг с 1 м3 заливаемого  бензина.

83. На    нефтебазах   и   АЗС    автоцистерны должны сливаться «насухо». Налив нефтепро­дуктов в автоцистерны с   остатком не   допус­кается, Остаток предварительно должен быть слит.

84. Необходимо обеспечить выгрузку из су­дов, особенно бензинов,    «насухо»,   для   чего
иметь на причалах нефтебаз   или нефтемашинках необходимые средства зачистки: поршне­вые или вакуум-насосы, зачистные   трубопро­воды небольшого диаметра и др.

Д. Хранение нефтепродуктов в таре

85. Для хранения нефтепродуктов использу­ют контейнеры, бочки, бидоны и мягкую тару. Тара, подготовленная под налив, должна быть достаточно прочной: резьба на пробке и в от­верстии бочки или контейнере не должна быть нарушена. Деревянная тара должна иметь обручи.

86. Тара под налив нефтепродукта не долж­на содержать остатка и должна быть   чистой. Особо тщательная очистка требуется   для та­ры под нефтепродукты первого класса   и мас-.ла. Необходимые требования по очистке тары приведены в ГОСТ 1510—60.

87. При хранении нефтепродуктов на откры-

Рис. 27. Потери  при  наливе через  короткую налив­ную трубу.

тых площадках в бочках или бидонах необхо­димо укладывать бочки и другую тару обяза­тельно пробками кверху. Регулярно произво­дить осадку обручей на деревянных бочках и защищать тару от солнца специально устроен­ными навесами или брезентом.

88. Невидимые утечки часто происходят че­рез пробки, которыми закупоривают бочки с нефтепродуктами. Влажность пробок часто рассматривают как результат прежнего смачи­вания их и поэтому не обращают на нее внима­ния. В действительности же пробка в некото­рых случаях может даже служить как бы фи тилем, извлекающим горючее через пробочное отверстие.

89. Чтобы избежать утечек, вызываемых пе­реполнением нефтетары,    необходимо   учиты­вать температурное увеличение объема нефте­продукта. Для ориентировочных   расчетов это увеличение можно принимать в размере 1% при нагревании нефтепродукта на каждые 103.

Разливание нефтепродуктов является результатом неправильной или неумелой    ра­боты. Наиболее часто разливание жидких неф­тепродуктов происходит в следующих случаях:

а) при наливе или переливании нефтепро­дуктов разными упрощенными способами, на­пример, по способу накатывания бочки на ведро;

б) во время отпуска нефтепродукта;

в) при несвоевременном перекрывании струи нефтепродукта во время приемки или выдачи;

г) при неумелом  отсоединении шлангов, вследствие чего из них вытекают   остатки неслитых нефтепродуктов.

90. Большие потери нефтепродуктов    могут получиться за счет неполного слива нефтепро­дуктов при опорожнении нефтетары. Чтобы обеспечить полный слив,   необходимо  принимать такие меры:

а)для полного опорожнения бочек, и бидо­нов их необходимо опрокинуть и немного по­качать в таком положении;

б)необходимо учитывать, что слив масла и других вязких нефтепродуктов требует гораз­до больше времени, чем слив остатков    горю­чего, поэтому при выливании их надо подогревать. Самым простым способом подогрева яв­ляется.помещение бочки или бидона с мас­лом перед их сливом в отапливаемое поме­щение, либо другим доступным и безопасным способом, имеющимся на нефтебазе.

Е, Сооружения по очистке сточных вод

91. Для предотвращения потерь нефти и нефтепродуктов, уходящих в канализацион­ную систему вместе со сточными водами (из резервуарных  парков, насосных, с фронтов слива и налива и т. д.), необходима организа­ция правильной технической эксплуатации со­оружений по очистке сточных вод: песколо­вок, нефтеловушек, иловых площадок, пру­дов и т. д. Она должна осуществляться в со­ответствии с «Инструкцией по эксплуатации очистных сооружений на нефтебазах, налив­ных пунктах и перекачивающих станциях», разработанной БашНИИ в 1965 г.