Технические решения по подготовке газа к транспорту на газовых и газоконденсатных месторождениях с падающей добычей, страница 70

Газосборные сети ВГП выполнены по коллекторно-лучевой схеме. Диаметр газосборных трубопроводов изменяется в широком диапазоне: 159*6; 216*6; 273*12; 325*10 (14); 426*12; длина колеб­лется от нескольких сотен метров до 12,5 км. Число скважин, под­ключенных к коллектору (шлейфу), также изменяется в широком диапазоне: 2,3,4,5,6,8 скважин. Газосборные сети теплоизолирова­ны скорлупами из пенополистирола; вид прокладки - в основном подземный (по проекту), и надземный на заболоченных участках, (отступление от проекта).

Построены и введены в эксплуатацию ГСС в 1977-1981 гг., т.е. период эксплуатации трубопроводов составляет 19-23 лет. В течение этого периода не было серьезных аварий, связанных с разрушением и выходом газа, поэтому можно утверждать о высо­кой степени надежности ГСС, несмотря на отступление от проекта при строительстве.

Тепловой режим ГСС обеспечивает и сейчас безгидратный режим транспорта газа от скважин до УКПГ, это свидетельствует о сохранности и эффективности теплоизоляции. Лишь на отдельных, наиболее длинных шлейфах в зимний период, как правило, в нояб­ре-декабре, при малой толщине снежного покрова t на входе в ус­тановку опускалась до 0-0,5 °С, и приходилось производить пе­риодические обратные продувки на факел, для выноса накопив­шейся жидкости. Продувка осуществляется с подачей метанола, после такой продувки в течении 1 -2-х недель улучшается термоди­намичный режим работы шлейфа.

Недостатками этих операций являются, во-первых, потери га­за, сжигаемого на факел, во-вторых, очистка полости шлейфа от жидкости и мех. примесей без пропуска поршня (например гелево-го) недостаточна эффективна.

Наличие жидкости, ее накапливание в полости шлейфа ока­зывает существенное влияние на гидравлические потери, и соответ­ственно, влияет на продуктивную характеристику "слабых" сква­жин, которые подключены к шлейфу - они теряют производитель­ность, вплоть до полной остановки. В данном случае была бы весь-

151


ма ценной информация о работе скважин: температура на устье; АР на УСБ; Р устья; передача тел. механики также весьма ценный параметр - производительность шлейфа на входе в установку (на­ряду с температурой и давлением, которые замеряются). В этом вопросе необходимо поработать проектным институтам, которые сегодня при проектированиии обустройства месторождения закла­дывают технические решения, учитывающие эксплуатацию место­рождения и УКПГ на стадии постоянной добычи.

Техническое состояние шлейфов на ВГП оценивается в на­стоящее время как "удовлетворительное". Как показал опыт экс­плуатации, коррозия и эрозия внутренней полости труб, соедини­тельных деталей, запорной арматуры отсутствует - это обусловлено нейтральной характеристикой газа и пластовой жидкости, а также ингибирующим эффектом пленки углеводородного конденсата. Коррозия наблюдается на наружной поверхности трубопроводов. при повреждении гидроизоляции, но, как правило она носит очаго­вый характер, и скорость ее незначительна, в пределе 0,1-0,2 мм/год, поэтому темп коррозии отстает от темпа падения давления, т.е. за­пас прочности труб не снижается.

Как уже упоминалось, проблемы эксплуатации ГСС во мно­гом обусловлены снижением производительности скважин, и нака­пливанием конденсационной и пластовой жидкости в полости шлейфов. С целью снизить влияние этих факторов на ряде шлейфов были осуществлены работы по так называемому укрупнению шлейфов, там, где это позволяли конкретные условия прохождения.

На шлейфах, характеризующихся наиболее неблагоприятным температурным режимом, были смонтированы метанольницы, при помощи которых производится дозированная подача метанола в голове трубопровода, в зимний период эксплуатации, при сниже­нии температуры газа ниже 2 °С. Расход метанола составил 50-70 л/сут по каждой метанольнице.

В осенний период, как правило, во второй половине сентяб-ря-октябре, промысловики проводят профилактические продувки части трубопроводов для освобождения полости от накопившейся в летний период жидкости, поскольку летом, ввиду небольших отбо­ров, в среднем на 25-30 % ниже зимних, наблюдается интенсивное