Технические решения по подготовке газа к транспорту на газовых и газоконденсатных месторождениях с падающей добычей, страница 4


разведочных работ", данный проект не прошел экологическую экс­пертизу. Получение положительной экологической экспертизы в настоящее время на проекты каких-либо работ (геологоразведоч­ные или эксплуатационные) на территории заказника невозможно, так как "Положением о государственном природном (охотничьем) заказнике Федерального значения "Надымский" запрещено прове­дение геологоразведочных изысканий и разработка полезных иско­паемых. В настоящее время данная проблема доведена до руково­дства Минприроды с целью решения вопроса изменения статуса заказника.

7.    Вопреки  действующему  распоряжению   Губернатора
ЯНАО, преимуществ по прохождению экспертиз проектной доку­
ментации для строительства объектов за счет отчислений на ВМСБ
и по отводу земель фактически нет.

8.  Не решена проблема компенсации финансовых и мораль­
ных затрат предприятия - недропользователя при реализации пла­
нов ГРР, финансируемых за счет отчислений на ВМСБ. Предприня­
тая попытка ООО "Надымгазпром" заключить с Администрацией
ЯНАО соглашение на 2001 г., основанное на принципах взаимоот­
ношений "Принципал-агент", к положительному результату не
привела.

9.  Недостатком Закона РФ "О недрах", по нашему мнению,
является отсутствие факторов экономического стимулирования
деятельности предприятия, связанной с недропользованием. Суще­
ствующая единая ставка выплат за пользование недрами ставит до­
бывающие предприятия в неравные условия.

Выводы и предложения

1.  В пункте 1 статьи 12 Закона "О недрах" необходимо четко
прописать статьи лицензионного соглашения, либо пункт 10 статьи
12 изложить в следующей редакции: "Лицензия на пользование не­
драми закрепляет перечисленные условия и форму договорных от­
ношений недропользования, в том числе контракта на предоставле­
ние услуг (с риском и без риска), а также может дополняться ины­
ми условиями, не противоречащими законам РФ".

2.  В статье 20 Закона "О недрах" прописать перечень сущест­
венных условий лицензионных соглашений.

9


3.  Содействовать предприятиям - недропользователям в вы­
полнении условий лицензионных соглашений, в основном это каса­
ется вопросов финансирования.

4.  С целью создания условий для оперативного и эффектив­
ного решения проблем, касающихся недропользования, на пред­
приятии организовать отдел (службу) лицензирования недрополь­
зования.

5.  Финансировать участие предприятий в конкурсах на право
получение лицензий, с учетом производственной необходимости и
зкономической привлекательности объектов.

6.  По работе с фондом поисково-разведочных скважин, про­
буренных за счет средств государственного бюджета.

6.1.  Составить план-график проведения ликвидационных ра­
бот по зачистке и рекультивации территории скважин, утвердить
его тремя заинтересованными сторонами: владельцем лицензии,
департаментом природно-ресурсного регулирования и развития
нефтегазового комплекса и Комитетом по управлению государст­
венным имуществом.

6.2.  Составить проектно-сметную документацию.

6.3.  Перечень скважин включать в план ГРР или отдельно со­
ставленный план.

6.4.  Финансировать работы за счет отчислений на ВМСБ или
других видов налогов.

6.5.  Владелец лицензии согласно заданию на год временно
принимает (включая геолого-техническую информацию) и сдает
скважины после проведения работ по акту приема-передачи, со­
ставленному между Комитетом по управлению государственным
имуществом и недропользователем.

6.6.  Объем и стоимость работ на конкретной скважине опре­
деляется после обследования устья и составления плана работ, ут­
верждаемого Департаментом природно-ресурсного регулирования
и развития нефтегазового комплекса.

6.7.  Недропользователь работы проводит своими силами, по­
сле окончания работ оформляет документы на ликвидацию. В слу­
чае, когда техническое состояние скважины позволяет использо­
вать ее как эксплуатационную или наблюдательную, владелец ли­
цензии принимает скважину на баланс, вводит в разработку или
консервирует до ввода в эксплуатацию.