Технические решения по подготовке газа к транспорту на газовых и газоконденсатных месторождениях с падающей добычей, страница 3

1. Частью 1 статьи 12 Закона "О недрах" строго определяется
состав лицензионных соглашений, в то же время, частью 2 этой же
статьи фактически допускается вольная трактовка содержания этих
документов. Это приводит к появлению в лицензионных соглаше­
ниях статей, не связанных с недропользованием, жесткая и практи­
чески невыполнимая регламентация по срокам некоторых этапов
работ (например: завершение этапа ГРР и утверждение запасов в
ГКЗ РФ, составление и утверждение технологических схем и про­
ектов).

Появление уточненной редакции закона РФ "О недрах", кон­кретно ее статьи 12, хочется надеяться, даст возможность коррек­тировать лицензионные соглашения по инициативе недропользова­теля. Часть статьи 12 Закона РФ "О недрах" звучит следующим об­разом: "В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, опреде­ленные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены ор­ганами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр".

2.  Как известно, существующий статус газодобывающего
предприятия - недропользователя в системе ОАО "Газпром" не дает
ему права на самостоятельные действия по выполнению сущест­
венных условий лицензионных соглашений (составление проектов
и проведение ГРР, подсчет и пересчет запасов УВ, проведение
опытно-промышленной эксплуатации и т.д.), в то же время ответ­
ственность за их выполнение остается за предприятием - недро­
пользователем.

3.  Опыт работы по лицензированию недропользования пока­
зывает, что эта работа скрупулезная, требует постоянного контакта
с представителями государственных органов Министерства при­
родных ресурсов, Администрации ЯНАО, КИР по ЯНАО и т.д. Для
работы по лицензированию недропользования необходимо иметь
на предприятии группу специалистов соответствующей квалифи­
кации.

4.  Накопленный небольшой опыт проведения конкурсов по
получению лицензий на право пользования недрами геологических

7


объектов ЯНАО показывает, что победителями зачастую выходят предприятия и коммерческие организации сторонних округов и об­ластей, которые не заинтересованы в поддержании программ соци­ального развития территории. Естественно, ООО "Надымгазпром", как и другие газодобывающие предприятия ОАО "Газпром", на данном этапе не в состоянии на равных бороться за конкурсное по­лучение лицензий. Здесь необходимо отметить, что потребности ООО "Надымгазпром", который к тому же является градообразую­щим предприятием, в расширении района деятельности, особенно по организации добычи жидких УВ, как никогда актуальны.

5.  Территориальной комиссией ЯНАО принято решение о пе­
редаче ранее пробуренных, за счет государственных средств, сква­
жин на баланс недропользователя с целью проведения работ по их
ликвидации, зачистке, рекультивации, а также возврата участков
земель, изъятых из обращения. Здесь остается не проработанным
механизм передачи скважин, не определен источник финансирова­
ния работ и не решена проблема передачи информации, касающей­
ся конкретной скважины.

6.  Нерешенным остается вопрос о возможности проведения
геологоразведочных работ в пределах охраняемых территорий (за­
казники, заповедники), недра которых зачастую обладают высоки­
ми перспективными ресурсами УВ. Например: Пангодинская груп­
па поднятий расположена в северной части Надымского зоологиче­
ского заказника. Учитывая известные результаты геологоразведоч­
ных работ, проведенных на начальном этапе, и близость от место­
рождения Медвежье, проведение ГРР и ввод в разработку этих объ­
ектов для ООО "Надымгазпром" имеет принципиальное значение.
Лицензия на право пользования недрами Пангодинской группы
поднятий, включающей в себя уже открытое Пангодинское газоконденсатное месторождение и Северо-Пангодинское и ЗападноПангодинское поднятия с прогнозными и перспективными ресур­
сами нефти 66,0 млн. т, газа 193,0 млрд. м3, конденсата 34,0 млн. т,
получена в 1997 г., срок действия лицензии, соответственно, закан­
чиваются в 2002 г. Несмотря на то, что прошло уже четыре года со
времени получения лицензии, "Надымгазпром" не имеет возмож­
ности начать геологоразведочные работы на этом объекте. В 1998 г.
подрядчиком на проведение сейсморазведочных работ ОАО "Ямалгеофизика" составлен "Проект на проведение поисковых сейсмо-