Технические решения по подготовке газа к транспорту на газовых и газоконденсатных месторождениях с падающей добычей, страница 123

эти объекты являются дорогостоящими и имеют свою специфику на каждом промысле. В состав необходимых для учета затрат не включены позиции по стоимостям подготовки и обустройства тер­ритории, а это значительные средства. Требования по рассмотре­нию финансовой стороны реализации проектов в "Регламенте ..." вообще отсутствуют. Следует добавить и раздел с изложением ме­тодологии и необходимыми таблицами по расчету эффективности проектов для ОАО "Газпром" и бюджетной эффективности. Воз­можно, имеет смысл разработка отдельного методического пособия по учету экономической специфики работы ОАО "Газпром" и про­мыслов, входящих в его состав. Но самое главное, в "Регламенте ..." отсутствует описание процедуры, которая позволила бы обеспечить преемственность схемы (схем) обустройства промысла на следую­щем этапе проектирования. До тех пор, пока это не будет реализо­вано, нельзя говорить о реализации на практике в полной мере комплексного рассмотрения разработки и обустройства.

В настоящее время, до разработки соответствующих норма­тивов и корректировки действующих, по нашему мнению, при вы­полнении проектов разработки следует привлекать проектные ор­ганизации с целью углубленной проработки вариантов обустройства.

Рассматривая возникающие перед месторождениями пробле­мы и пытаясь найти наилучшие пути их разрешения, следует обра­тить внимание на то, как в подобной ситуации поступила "Тюмен­ская нефтяная компания" на Самотлорском нефтяном месторожде­нии. Схожесть ситуаций, кроме уникальности месторождений по размерам запасов и степени истощения в настоящее время, состоит в градообразующей структуре Самотлора для г. Нижневартовк, по­добно Уренгойскому для г. Новый Уренгой и еще в большей степе­ни Медвежьего месторождения для г. Надым и пос. Пангоды. Ре­шением экономических проблем, а вместе с этим созданием усло­вий для необходимого технического перевооружения, стал перевод эксплуатации промысла в режим соглашения о разделе продукции (СРП). Хочется отметить ошибочные стереотипы о том, что раздел продукции применим только к новым проектам и непременно с участием иностранного инвестора. Заключением соглашения по Самотлору был создан прецедент применения СРП к действующе­му месторождению и без участия иностранцев. Нормативные доку­менты во многих случаях не содержали положений по решению

87


возникающих перед сторонами проблем, однако путем переговоров был достигнут желаемый компромисс. Соглашение уже действует, на промысле проведен большой объем работ по реконструкции, а величина добычи нефти последние годы даже растет.

Преимущество такого функционирования промысла состоит в следующем. В соответствии с соглашением инвестору (в случае с месторождением Медвежье им будет являться "Газпром") перво­степенно возмещаются все понесенные им затраты. Причем как ин­вестиционные, так и операционные (текущие). Этим достигается обеспечение, по меньшей мере, безубыточности эксплуатации про­мысла.

В нынешней ситуации рост себестоимости товарной продук­ции на Медвежьем и в ближайшей перспективе для Ямбурга, что подтверждено выполненными институтом расчетами, будет состав­лять 8-10 % в год. Это объясняется снижением добычи при сохра­нении практически на одном уровне текущих расходов. Осуществ­ление реконструкции даже в самом минимальном объеме вызовет еще более резкий рост себестоимости за счет увеличения амортиза­ционных отчислений. Сейчас доля амортизации в себестоимости значительно занижена из-за несоответствия уровней инфляции и индексации основных фондов, значительная часть которых введена до 1991 г. В такой ситуации даже при промысловой цене газа в 12 долл. США через шесть лет промысел будет работать практиче­ски без прибыли, а через восемь лет станет убыточным. О возврате вложенных средств говорить не приходится. При этом "Газпрому" попутно придется решать задачу как занятости, так и переселения производственного персонала или продолжать убыточную эксплуа­тацию.

При заключении СРП промыслам обеспечивается безубыточ­ная деятельность и взимание налогов только с той части доходов, которая превышает затраты. Это должно позволить продлить нор­мальные (в экономическом понимании) условия работы до начала освоения новых месторождений полуострова Ямал. В случае если государственная доля прибыли от проекта будет обеспечиваться частью прибыльной продукции, у ОАО "Газпром" есть реальная возможность для снижения размера неплатежей за счет того, что государство в дальнейшем примет на себя отношения с бюджетны­ми организациями, потребляющими газ.