Нагрузки и воздействия. Расчет толщины стенки трубопровода. Проверка трубопровода на прочность и деформацию. Очистка внутренней полости и испытание трубопровода после сооружения, страница 12

Кроме того, при входном контроле проверяются условия хранения и транспортировки материалов. В частности, рулонные изоляционные, обер­точные, армирующие материалы, жировые смазки, грунтовки, растворите­ли, пластификаторы, наполнители следует хранить в закрытых складских помещениях. Изоляционные материалы на основе битумов хранят на спе­циальных площадках, оборудованных настилом и навесом. Импортные изоляционные материалы хранят в соответствии с требованиями инструк­ции по применению импортных изоляционных полимерных лент и липких оберток (ВСН 2-84-82).

Армирующие и оберточные рулонные материалы проверяют на воз­можность разматывания рулонов при температуре применения; на плот­ность намотки в рулоне и ровность торцов. Рулоны ленты, имеющие не­ровные, оплывшие или смятые торцы, бракуют.

Операционный контроль проводится при выполнении отдельных опера­ций (видов работ) при изоляции трубопровода.

При нанесении битумной изоляции контролируются следующие пара­метры:

1) качество очистки поверхности трубы;

2) толщина грунтовки (праймера);

3) адгезия (прилипаемость) битумного покрытия;

4) толщина слоя покрытия;

5) сплошность покрытия.

Качество очистки поверхности трубы проверяется либо визуально, ли­бо с помощью приборов.

Очищенная поверхность трубопровода не должна иметь следов ржав­чины, пыли, влаги, копоти, масла, снега, наледи, заусенцев, задиров, брызг металла и др. После очистки поверхность трубопровода должна иметь се­рый цвет с проблесками металла.

Качество очистки поверхности трубопровода можно контролировать и с помощью прибора УКСО-2, устанавливаемого на трубоочистной машине.

При контроле качества грунтовки следует проверять дозировку компонентного состава, однородность, вязкость и плотность. При нанесении грунтовки следует следить, чтобы она наносилась сплошным и равномерным слоем, без пропусков, подтеков, сгустков, пузырей и наплывов.

Толщину грунтовки измеряют при помощи магнитного толщиномера МТ-50-НЦ.

Адгезию (прилипаемость) битумной изоляции можно контролировать двумя способами (через каждые 500 м).

Первый способ - путем надреза покрытия в виде равностороннего треугольника с углом 60 °С и длиной стороны 3-5 см и отслаивания вершины надреза. Изоляция считается удовлетворительной, если она не отслаивается, а при отрыве часть мастики остается на поверхности. Если покрытие отрывается от металла сплошным неповрежденным полотном, то изоляцию бракуют.

Второй способ - с помощью адгезиметра типа СМ-1 (рис. 1.2).

Контроль толщины изоляции можно осуществлять с помощью магнитного толщиномера типа МТ-31Н, МТ-ЗЗН, МТ-57 или ИТДП-11.

Сплошность покрытия (наличие сквозных дефектов) контролируется визуально и с помощью искрового дефектоскопа типа ДИ-64, ДИ-64М, ДИ-74 или Крона - 1 р М.

Форма щупа может быть Т - образная,   ухватообразная и кольцевая.

Для изоляционных покрытий напряжение на щупе дефектоскопа уста­навливают из расчета толщины покрытия, включая обертку.

При наличии сквозного дефекта между щупом и трубопроводом про­исходит искровой разряд, сопровождаемый характерным треском, а в ру­коятке штанги зажигается электрическая лампочка.

При нанесении пленочной изоляции контролируются следующие па­раметры: соответствие клеевых грунтовок, адгезия, сплошность, число слоев, ширина нахлеста.

При использовании изоляционных лент надо проверять соответствие грунтовок применяемым лентам. Для каждого вида ленты должна приме­няться определенная грунтовка и обертка.

 Адгезия (прилипаемость) полимерных лент проверяется адгезиметром типа АР-2  или методом треугольника, как и при контроле битум­ной изоляции

Сплошность полимерной изоляции проверяется так же, как и битум­ной, но для этих целей применяется специальный искровой дефектоскоп типа ДЭП - 1 или ДЭП - 2.

Число слоев изоляционного покрытия контролируется визуально.

Ширина нахлеста замеряется металлической мерной линейкой и долж­на соответствовать следующим величинам:

при однослойном покрытии - 3 см;

при двухслойном - 50 % ширины ленты плюс 3 см.