Основы менеджмента: понятия, термины. Организация: цели, задачи, основные характеристики. Возникновение и развитие менеджмента. Факторы внутренней и внешней среды организации. Управленческое решение (УР). Этапы разработки управленческого решения

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

1. Основы менеджмента: понятия, термины.

Менеджмент (М-т) представляет собой форму управления (У). Под управлением принято понимать целенаправленную деятельность по упорядочиванию и координации процессов, протекающих в обществе, в природе, в производстве и в др системах с целью повышения их устойчивости в условиях динамично меняющихся факторов внутренней и внешней среды.

Осн задача управления - обеспечение развития в долгосрочной перспективе этих систем.

Если рассматривать управление в рамках предприятия (П), то это в первую очередь деятельность по координированию работы персонала и по упорядочиванию производственных процессов, обеспечивающая стабильное функционирование и развитие П.

М-т м рассматривать как процесс. Этапы: 1-сбор и анализ информации; 2-процесс принятия управленческого решения (анализ ситуации, разработка альтернатив, выбор оптимального управленческого решения); 3-практическая реализация управленческого решения; 4-контролинг (контроль, оперативное внесение корректив в текущую деятельность).  

В зависимости от объекта У принято различать: -естественное У - У процессами, протекающими в природе; -техническое У - У техническими объектами; -социальное У - У персоналом.

М-т - совокупность методов, принципов и форм управления организациями, применяемых с целью обеспечения их устойчивого развития в долгосрочной перспективе.

Из всех определений М-та =>, что                                                                                          

1-М-т - организационное У, т.е. У персоналом и производственным процессом, с целью достижения конечной цели или совокупности конечных целей;

2-М-т - У дела, т.е. это не только отдельное руководство людьми или производственным процессом, а их рациональное сочетание;

3-М-т - особая разновидность У, которая в условиях рыночной экономики является наиболее эффективной.

Сам  М-т рассматривают в 3-х аспектах:

1-М-т - сочетание науки и искусства управления, где наука предполагает наличие норм, стандартов, правил и все это систематизировано. М-т как наука носит междисциплинарный характер: синтезирует в себе теоретические предположения и практические рекомендации многих дисциплин. М-т как искусство У - здравый смысл, интуиция, озарение и способности.

2-М-т как вид деятельности - управление организацией в целом, ее подразделениями и процессами, как по ее созданию, так и по ее развитию.

3-М-т - управленческий аппарат, который состоит из руководителей различных уровней управления.

М-т решает 2 задачи:

=тактическая - обеспечение устойчивости и стабильности произв-хоз деятельности в краткосрочный период;

=стратегическая - непрерывное развитие П и гибкая адаптация к факторам внутренней и внешней среды.

В зависимости от объекта У различают:

= общий М-т - У деятельностью организации в целом или самостоятельным структурным подразделением (задачи: постановка цели; определение стратегии П; решение ?? по организации произ-хоз деятельности; контролинг).

= функциональный М-т - управление напрвлениями и видами деятельности организации (задачи: внутриорганизационные; планирование; опытно-конструкторские разработки; научно-исследовательские работы; руководство текущей работой структурных подразделений и единиц.)

По содержанию различают:

= стратегический М-т - разработка и выбор стратегии, формирование потенциала организации, обеспечивающего и поддерживающего реализацию стратегии, выделение и распределение этапов генеральной стратегии во времени. Цель - достижение стратегической устойчивости организации.

Стратегическая устойчивость - способность П сохранять и развивать в долгосрочной перспективе конкурентные преимущества и гибкую адаптацию к факторам внутренней и внешней среды с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

=нормативный М-т - разработка миссии организации, формирование конкурентной политики, оценка существующего потенциала организации.

=оперативный М-т - решение текущих задач, реализация плановых мероприятий в рамках генеральной стратегии организации.

В М-те выделяют: =субъект У - тот, кто управляет (менеджер); =объект У - то, тем или чем управляют (персонал, процесс, организация в целом).

На каждом П упр-кий аппарат имеет разл численность и разл кол-во уровней У. Факторы: размеры организации, виды деятельности, специфика организации, степень автоматизации произ процесса, кол-во технологических и произв процессов.

3 категории М-ров:

=М-ры низшего звена (руководят непосредственно работой исполнителей, несут ответственность за рез-т и эффективное использование ресурсов). Их задача - координация и контроль за процессом выполнения приизв заданий. 

=М-ры среднего звена (руководят работой М-ров низшего звена, несут полную ответственность за рез-ты деятельности вверенного им структурного подразделения). Их задача - организация, координация и контроль в процессе выполнения работы вверенного им структурного подразделения - рук-ли отделов, цехов, филиалов.  

Похожие материалы

Информация о работе