Характеристика Самотлорского месторождения. История освоения района, страница 2

Озеро Белое площадью водной поверхности 12 км2  и средней глубиной 1,7 м расположено в 0,8 км севернее озера Самотлор, отделено перешейком, сложенным торфами мощностью 4-6 м и соединяясь через два небольших внутриболотных озерка ручьём шириной от 1 до 3 м, его глубина в межень 0,3-0,6 м, скорость течения 0,2 м/сек. Дно ручья выложено жидким торфом, берега обрывистые, торфяные. После спуска воды из озера Самотлор сток воды по ручью в озеро Белое прекратился, что привело к снижению уровня воды в озере Белом на 0,28 м. Из озера Белое вытекает река Куй-Еган ( левый приток Ватинского Егана ), её длина 15 км, средняя ширина 206 м, глубина 0,7 м, скорость течения 0,08 м/сек, уклон водной поверхности 0,36о.

По состоянию на 1.01.81 г. фонд эксплуатационных скважин по двум управлениям составил 3404, численность работающих 4324 человека, добыча нефти 155 млн.т. Оба управления самые крупные в стране. Управление производством в НГДУ осуществляется через систему инженерно-технических служб, в целом создано 10 РИТС, подключённых к центральной инженерно-технологической службе  (ЦИТС) управления.

В соответствии с новой организационной структурой, введённой в 1977 году по нефтедобывающим районам Западной Сибири, для управления бурением, обустройством и эксплуатацией месторождений Нижневартовского района создано объединение “ННГ” с правилами государственного предприятия, что позволяет повышать оперативность управления производством и осуществлять единую техническую политику.

Обслуживание и ремонт нефтепромыслового оборудования производит центральная база производственного обслуживания (ЦБПО), её структура организована по принципу создания специализированных цехов. При каждом нефтедобывающем управлении имеется база производственного обслуживания (БПО). Перечисленные подразделения функционируют самостоятельно и находятся на самостоятельном балансе. Общая численность работающих, занятых в обслуживающих и строительных организациях, составляет 2361 человек, из них : вышкомонтажные управления (ВМУ) 582 человека, тампонажные конторы 640 человек, специализированное строительственное управление № 1 (ССУ-  1) 386 чел.,ССУ –2  183 чел., управление механизированных работ ( УМР – 1 ) 337 чел., ЦБПО – 287 чел.

Капитальный ремонт бурового, вспомогательного, несложного бурового оборудования ( кронблоки, талевые блоки, крюки, вертлюги, турбобуры, трубы), средний ремонт основного оборудования ( кроме электрооборудования, вышек А-образной формы, каркасов укрытий буровых и оснований под буровые), а также вспомогательного бурового оборудования для всех предприятий месторождения производится в ЦБПО. Капитальный и средний ремонт несложного оборудования, малый ремонт основного и вспомогательного бурового оборудования полностью производится на БПО. Ремонт навесного оборудования тампонажной техники производится в следующих ремонтных подразделениях: капитальный ремонт сложного оборудования – в ЦБПО предприятий бурения; средний ремонт навесного оборудования – на БПО тампонажных цехов, малый ремонт навесного оборудования – на БПО силами машинистов закреплённых за данными спецагрегатами; текущий ремонт ходовой части спецагрегатов – в БПО тампонажного цеха.

Для переработки попутных нефтяных газов построены Белозёрный и Нижневртовский ГПЗ, общей мощностью 12 млрд.м3 .

Транспортное обслуживание Самотлорского месторождения большим количеством транспортной техники, для организации и управления которой создано специальное Нижневартовское производственное объединение автомобильного транспорта.

Для успешного освоения месторождения созданы две базы производственно-технического обслуживания и комплектации оборудованием(БПТО и КО). БПТО и КО – 1 расположена в западном промузле г. Нижневартовска, БПТО и КО – 2 на реке Вах. Они обеспечивают предприятия материально-техническими ресурсами, комплектуют оборудование, отправляют его в ремонт, получают из ремонта и возвращают предприятиям, опрессовывают обсадные трубы и выполняют ряд других функций.

За 30 лет разработки Самотлорского месторождения построены подъезды к площади и внутрипромысловые автодороги с капитальным типом покрытия. Кроме того, для осуществления межпромысловых связей ежегодно сооружают зимники, грунтово-лежневые автодороги. Для автодорожного строительства проведены изыскания и физико-химические исследования местных грунтов. В долине реки Вах разрабатывается два карьера общей площадью 2 км2  , мощностью полезного слоя 15 км, песчаными отложениями  с незначительными прослойками супесей и суглинок. Мощность вскрытого торфяно-глинистого слоя карьеров составляет 2,4 м, глубина сезонного промерзания 1,2 м.