Социальное действие человека, страница 2

Это действия:

(1)   целенаправленное;

(2)   ценностно – рациональное;

(3)   аффективное;

(4)   традиционное.

Эти типы есть во всех обществах, однако в одном обществе преобладает  один из типов действия, а в другом – другой, в третьем третий и т.д.

В политике целерациональное действие - это сознательно осуществляемое индивидом действие. В нем есть смысл, который понятен окружающим. Такое действие побуждает других к принятию адекватных решений, к осуществлению социальных действий, также имеющих смысл и цель. Типичные целерациональные действия способствуют формированию таких институтов общества, которые побуждают индивидов к принятию собственных решений на основе рациональной организации жизни общества.

Чтобы политика была эффективной, предсказуемой, сводила к минимуму конфликты между людьми и способствовала их сотрудничеству, требуются акции, смысл которых понятен как для руководителей, так и для руководимых.

        И вот, скажем так, к сожалению, не для всех oбщecтв (не всегда)  xapaктepным являeтcя пpeoблaдaниe целерациональных  действий. Есть общества, где в сфере политического господствуют ценностно-рациональные действия, которые могут быть поняты лишь с учетом представления о ценностях определенных религиозных догм или мировоззренческих систем.

Ашин, Лозанский, Кравченко приводят в качестве примера ценностно-рационального действия ориентацию на вождя (правоту его курса), готовность выполнить его предписания (не задумываясь об их разумности, справедливости) и готовность пожертвовать своей жизнью ради этого. Такие действия могут (по их мнению) доминировать в некоторых странах. Примером тому политика (и философия!) ненасилия (непротивление злу насилием - Л.Н. Толстой), политика неприсоединения, политика так называемого «пролетарского интернационализма».

Авторы прямо заявляют, что Россия является именно такой страной, то есть страной, в которой ценностно-рациональные действия преобладают в политике. Не формально-рациональные правила, а воля политического лидера, правящей элиты, основанные на мировоззренческих установках о святости власти, «заботе о народе», о коллективизме определяют принятие решений и соответствующее поведение (действие) людей. В таком обществе рациональности, прагматизма  практически нет никаких. Политические действия такого рода коррелируют с российской ментальностью. По своему характеру политика России была всегда: [остается и сейчас!?] мессианской, имперской вовне и авторитарно-патерналистской по отношению к своему народу.

Революции 1917 года ничего не изменили в этом плане. Более того стержнем этих революций явились ценностно-рациональные и аффективные действия. В советское время были в полной мере востребованными именно ценностно-рациональные  действия (они базировались на духе так называемой «революционной целесообразности»). В советских политических реалиях просто не могло быть и речи о сколь либо заметном распространении неидеологизированного, «нетелефонного»права и законов, которые бы позволили индивидам принимать осознанные решения, становиться личностями (!?), осуществлять целерациональные  действия. (стр. 57).                                                     «Еще меньшая степень рациональности, замечают авторы, присутствует в аффективных и традиционных действиях, которые, строго говоря, Вебер вообще не относит к социальным действиям, ибо они не имеют дел с субъективным, подразумеваемым смыслом». (Там же).

В политике аффективные действия проявляются в фаворитизме, даровании статусных, властных привилегий, в неправовом, немотивированном снятии человека с должности (Б. Ельцин, Останкино, выступление в связи с убийством Влада Листьева) под влиянием зависти или страха.

Конечно, ничто человеческое не совершается без чувств, эмоций... Однако,
что будет доминировать - разум, рассудительность, трезвый расчет или чувства,
эмоции?! Вот в чем вопрос!