Врезки: Огюст Конт, Эмиль Дюркгейм и Карл Маркс, страница 2

К. Маркс

Маркс Карл (1818 – 1883) – социальный философ, социолог, экономист. Главный труд всей его творческой жизни – «Капитал», - произведение, в котором автором были раскрыты и научно обоснованны экономические законы капитализма как особой общественно-экономической формации. Всего четыре тома. Первый был издан в 1867 г., второй и третий были изданы Ф. Энгельсом соответственно в 1885 и 1894 гг. Последний четвёртый том «Капитала» был издан в 1905-1910 гг. К. Каутским, и затем институтом марксизма-ленинизма при ИК КПСС в 1955-1961 гг.. Самое основное и оригинальное из того, что было сделано Марксом в области социологической философии – это теория материалистического понимания истории. В соответствии с данной теорией главным фактором жизни общества и процесса его развития признаётся экономический фактор или другими словами, материальные условия жизни людей. Марксом была разработана концепция общественно - экономической формации, в соответствии с которой история человечества выступает как процесс прогрессивной смены в результате социальной революции одной общественно- экономической формации другой, более [высокой] развитой и совершенной.  В этом восхождении высшим этапом является коммунизм – обобществившееся человечество или просто человеческое (в смысле – «человечное») общество.

В качестве инструмента анализа использовал классовый подход к структуре общества: все индивиды принадлежат к определённым социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства. Разделение на классы основано на неравенстве, при котором один класс (класс собственников средств производства) присваивает себе часть результатов труда другого (рабочего) класса.

Рассматривал структуру общества в динамике, предполагая, что классы – явление историческое. Она возникают при определённых условиях (наличие частной собственности на средства производства) и исчезают при установлении общественной собственности. Всесторонне обосновал механизм возникновения и развития социального конфликта, обусловленного неравенством, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над  другими. он считал, что социальные конфликты  необходимы для общественного развития и прогресса. Выступал за революционные изменение общества, однако, только на докоммунистической  стадии развития общества (понимая под революцией не политический переворот, а сознательные действия народных масс, направленные на замену отжившего социального слоя новым, более прогрессивным).

Кстати (о марксистской социологии)

Практически в то же самое время, когда О. Контом и его последователем Г. Спенсером закладывались основы социологии как особой, специальной науки об обществе, рождался благодаря творческим усилиям К. Маркса и Ф. Энгельса  ещё один вариант социологии, получившей впоследствии название «марксистская социология». Марксистская социология представляет собой одну из целого ряда социологических парадигм, быстро распространившуюся в Европе и, особенно в России, а затем и в США. Особенность данной парадигмы заключается в том, что она разрабатывалась главным образом в рамках социальной философии, то есть в форме философского видения социально-политических проблем, а не в формате той науки, которую уже тогда было принято именовать социологией. Хотя, как мы знаем, О. Конт свой основной труд, с которым связывается его проект особой науки об обществе, называл ещё философией, а именно «Курс позитивной философии».

Отличие марксова учения об обществе как философского его варианта заключается в том, что, во-первых, оно является материалистическим, тогда как О. Конт выстраивал свою науку на идеалистической основе: французский мыслитель считал,что определяющим фактором в жизни общества и его развитии является духовная жизнь людей. К. Маркс же рассматривал в качестве основания общества и главного фактора его развития материальные условия жизни людей, экономику, способ производства материальных благ. Кроме того, если контова наука была эволюционистской концептуально, то Маркс считал, что «локомотивом истории» являются социальные революции, понимаемые, правда, как коренные преобразования общества в целом, а не только как политические перевороты.