Развитие БССР в 20-30 годы, страница 3

Также в ведение Секретариата переходили вопросы партийной дисциплины.

В 1921 г. на Х съезде была принята резолюция "О единстве партии" (запрет фракций). С этих пор критике подвергать в партии кого-либо можно было, но организовывать оппозицию большинству было запрещено. Съезд дал полномочия ЦК применять все меры, вплоть до исключения из партии. Значение Секретариата постоянно росло. Роль Советов в принятии решений падает, т.к. они проводили генеральную линию партии, которая формировалась в политбюро.

4. Белорусизация

Политика белорусизации – это конкретное воплощение национальной политики государства в Беларуси. Это практическая деятельность по осуществлению национально-государственного строительства.

В ноябре 1920 года создано издательство "Беларусь".

30 октября 1921 года открылся Белгосуниверситет (первый ректор Печета).

Этой политике способствовал и Х съезд РКП(б), который принял решение не только о введении НЭПа, но и поставил вопрос о развитии национальных окраин бывшей российской империи.

Цель РКП(б) в этой политике – укрепление своего влияния на окраинах и изложение учения марксизма-ленинизма на местных языках.

1922 г. – открыты институт сельского хозяйства в Горках и институт белорусской культуры, который с 1 января 1929 г. был преобразован в Академию наук БССР (первый президент АН БССР – Игнатовский, вице-президент – Я. Колас).

Официально политика белорусизация стала проводиться с 1924 г. (решения XI сессии ЦИК БССР. Постановление от 15 июля "О практических мероприятиях по проведению национальной политики"). В июле 1924 г. создана Центральная комиссия (были созданы также комиссии при окружных исполнительных комитетах) по проведению белорусизации. Возглавил ее Хацкевич, который видел задачу белорусизации в том, чтобы "приспособить государственный аппарат, школы, искусство, литературу для обслуживания массы населения на его родном языке".

Надо отметить, что КПБ осуществляла классовый подход к возрождению белорусской культуры. Все сводилось к формуле, что культура должна быть пролетарской по смыслу и национальной по форме.

  Белдорусизация, прежде всего, предусматривала восстановление гражданских прав белорусского языка. Началось его изучение сотрудниками партийных, государственных и общественных органов. Если овладением белорусским языком в центральных учреждениях шло довольно  быстро, то в районных и окружных – значительно хуже. Проверка показала, что в конце 1925 г. 445% сотрудников не знали белорусского языка. Поэтому было решено принимать самые строгие меры к тем, кто не знал языка, вплоть до увольнения с работы.

Успешно проводилась белорусизация школ. В 1926-27 учебном году в Беларуси было 4576 национальных школ с 4-х и 7-летним сроком обучения. Среди них - 4201 белорусская, 189  еврейских, 117  польских, 40  русских, 19  латышских, 6 литовских, 3 немецких и 1 эстонская.

Шла белорусизация и вооруженных сил (Приказ №1 от 25 декабря 1928 г.).

Вместе с этим учитывались и национально-культурные интересы некоренных жителей. В местах компактного проживания меньшинств создавались национальные советы. К 1928 году в Беларуси насчитывалось 23 еврейских, 19 польских, 16 русских, 5 латышских, 2 украинских и 2 немецких совета. Государственными языками во время белорусизации были объявлены белорусский, русский, еврейский, польский.

Широкое развитие получает краеведение. Число краеведческих организаций растет. В 1927 г. их число достигло 240, охватив 10 тыс. человек.

Проводилась политика коренизации – это выдвижение руководящих кадров из коренного населения.

В 1928 г. были подведены первые итоги белорусизации. Поддержана широкими массами трудящихся. Очередной ставилась задача ввести белорусский язык в повседневную жизнь народа. Ее сформулировал Кнорин, секретарь ЦК КПБ, впоследствии поддержал Гамарник. Но потом, когда первым секретарем стал К. Гей, а ОГПУ возглавил Раппопорт, был принят курс, отрицавший белорусизацию.