К вопросу о «княжеской благотворительности»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

К ВОПРОСУ О «КНЯЖЕСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ»

М.В. Фирсов

В современных подходах к древнейшим периодам отечественной помощи нуждающим­ся и их поддержки часто употребляется смы­словое понятие «княжеская благотворитель­ность». За ним стоят сложные процессы соци­ально-экономического и культурного характе­ра. Однако до сегодняшнего дня данный куль­турно-исторический феномен не получил должного осмысления в контексте развиваю­щейся научной отечественной исторической парадигмы социальной работы. В данной ста­тье предпринята попытка критического осмыс­ления феномена «княжеской благотворительно­сти» как социально-исторического явления.

Проблемы княжеского попечительства и защиты нуждающихся не имеют однозначной трактовки в отечественной исторической нау­ке, хотя здесь сложилась определенная тради­ция. Нельзя сказать, что «княжескому нишелюбию» не уделялось внимания к отечественной историографии, однако специально эта пробле­ма рассматривалась и XIX и XX вв. как отдель­но, так и вместе с другими проблемами соци­альной защиты лишь и работах А.Стога, В.Мак­симова, В.Горемыкиной, Грибанова, Митро­полита Иоанна, П.Нещерстнего. Л.Бадя-и др.

В XIX   в   А. Стог одним   из   первых   принимает попытку исследования процесса социальной поддержки и зашиты. Начальные этапы общественного призрения он связывает с деятельностью русских князей и Русской Православной Церкви. В своей работе он не анализирует ранние формы поддержки и защи­ты, а воссоздает в хронологическом порядке на основе летописного свода этапы становления общественного призрения, где благотворитель­ная деятельность князей рассматривается как древнейшая форма общественного призрения.

В подходах В.Максимова княжеская систе­ма поддержки рассматривается как благотворе­ние на основе внутренних, индивидуальных мотивов и потребностей отдельных личностей, н контексте христианских представлений о сущности милосердия. По его мнению, «нищелюбие» не было связано с «государственными обязанностями», а носило благотворительный, добровольный характер, исходя из «религиоз­но-нравственных побуждений». С этих пози­ций объясняются причины, по которым рус­ские князья поручают церкви дела милосердия. Сходность позиций А.Стога и В.Максимова в том, что они считают: в основе княжеской по­мощи нуждающимся и их поддержки лежит благотворительное влияние христианской пра­вославной идеологии на менталитет и нравст­венное поведение славян-язычников вообще и русских князей в частности. В XX в. историки церкви А.Карташев, М.Толстой, митрополит Иоанн и многие другие придерживаются таких же взглядов на власть русских князей. Митро­полит Иоанн так определяет сущность княже­ского общественного правления: «Князь распо­рядится властью достойно, богоугодно, если употребит ее на защиту веры и помощь нуж­дающимся...»

Однако подходы к данному вопросу в XX в. в отечественной исторической литературе неоднозначны.

В.Горемыкина полагает, что в основе кня­жеского «нищелюбия» лежит прежде всего классовый и политический подход власти проблемам социальной справедливости. Нищелюбивые поступки русских князей исследователь соотносит с языческими формами гостеприимства и с институтом потлача, который встречается у многих народов мира, например у североамериканских индейцев. Эти формы, понятные славянским язычникам, дают власти возможность манипулировать общественным сознанием с целью укрепления авторитета политического влияния князя в своих землях. Таким образом, исследователь считает, «нищелюбие» как феномен социально-политических отношений в зарождающемся классовом. обществе есть средство поддержания авторитета власти и механизм ослабления социальной напряженности.

С несколько иных позиций к проблемам княжеской благотворительности подходит П.Нещеретний. Опираясь на положения В.Ключевского о влиянии природных факторов на формирование «народного темперамента», он связывает географические и природные ус­ловия с формированием важнейших духовных и нравственных качеств восточных славян — «человеколюбием и открытостью», ставших фундаментом общественной благотворительно­сти. В этом он находит главные причины за­крепления византийского православного хри­стианства и становления благотворительности в Древней Руси как общественного явления. В основе отечественной благотворительности ле­жат природно-исторические детерминанты, присущие восточно-славянской общности.

В подходах к княжескому «нишелюбию» исследователи, как правило, не учитывали множества факторов, среди которых важней­шими являются: изменение геополитического; пространства славянских племен, разрушение! родового общества, изменения положений в княжьем праве, оформление новой обществен­ной стратификации. Все это, в конечном итоге, приводило к антиисторизму в интерпретации благотворительных акций русских князей, ко­торая осложнялась идеологическими установ­ками времени.


Княжеская забота о нищих, убогих, вдовах и сиротах — явление более сложное и неодно­значное, чем- то, как его представляют до на­стоящего момента.

Похожие материалы

Информация о работе