Ремонтные чертежи: Методические указания для выполнения лабораторной работы по дисциплине «Основы эксплуатации горных машин и оборудования», страница 5

Последнее не нашло широкого применения в ремонтном производстве, так как при этом нарушается взаимозаменяемость деталей (заменять возможно только парой, т.е. необходимо иметь в запасе зубчатые пары ремонтных размеров) и требуется обеспечение ремонтных предприятий определенным металлорежущим оборудованием. Ремонтное корригирование должно охватывать только зубчатые пары с ресурсом не менее 5 лет и проводиться по единой методике в рамках одной организационной системы отрасли. Можно рекомендовать данным способом восстанавливать выходную зубчатую пару привода барабанов главной лебедки экскаваторов (рис. 11 и 12). Зубчатые колеса барабанов металлоемки, поэтому экономически целесообразно (централизованным способом) проводить их ремонтное корригирование, что, в свою очередь, позволяет сократить на 40 % объем их поставки как запчастей.

Восстанавливать же указанным способом зубчатые венцы опорно-поворотных механизмов пока затруднительно, так как для этого требуется уникальное металлорежущее оборудование, которое имеется только на крупных машиностроительных предприятиях.

Установка ремонтного бандажа возможна только при достаточной толщине обода венцовой части зубчатого колеса (без учета высоты зуба). При разнице более 90 мм между наибольшим диаметром шейки и наружным диаметром зубчатого венца вал-шестерни целесообразно применять метод бандажирования. Данный способ применим при условии, что другие элементы не имеют износа или изнашиваются в пределах допустимого по техническим условиям. Пример восстановления зубчатого колеса вал-шестерни (m = 26, z = 20) экскаватора приведен на рис. 12. Здесь в качестве бандажа выступает шестерня (m = 26, z = 20).

При трещинах шлицев вал-шестерни бракуются. Наплавка шлицев вал-шестерни и колес, выполненных из хромоникелевых сталей 34ХН1М и 34ХН3М, технологически затруднительна; не гарантируется качество наплавки, тем более в зонах повышенных концентраций напряжений. Наплавка производится в исключительных случаях (рис. 13), чаще деталь бракуется.

Изношенные шлицы зубчатых колес допустимо восстанавливать методом установки (с натягом) ремонтной втулки при условии, что толщина ступичной части не менее 60 мм.

Заварку отдельных трещин зуба производят следующим образом. Трещины разделывают на всю глубину и длину залегания, по возможности, механическим способом или воздушно-дуговой резкой. Затем тщательно зачищают кромки мест под заварку и осуществляют местный нагрев поля сварки до 300–400 °С по возможности с большим охватом зоны нагрева. Производят заварку аустенитными (нержавеющими) электродами  3–4 мм, после этого тщательно зачищают шлифовальной машинкой место заварки заподлицо с контуром зуба.

Шейки вал-шестерен при износе восстанавливают электромеханическим способом (ЭМС) или автоматической наплавкой под слоем флюса. Износ шеек вал-шестерен сверх указанных размеров по чертежу, как правило, не допускается.

Только в отдельных случаях можно остановить ту или иную зубчатую пару со следами износа при обязательном указании
в формуляре машины о замене ее при проведении очередного текущего ремонта. В общем случае рекомендуется замену деталей зубчатых передач производить парами (это требование в большей мере относится к редукторам поворотного механизма).

Ремонт осей, валов и цапф. Из данного типажа деталей экскаваторов следует выделить оси, как наиболее широко применяемую группу деталей. Чаще подвержены износу оси (пальцы) упряжи ковша. Материал осей: сталь 40, 40Х, 38ХС, 38ХГН
и 34ХН1М с обязательной термической обработкой – улучшением (НВ 220–270).

Валы – не характерные детали экскаватора (чаще применяются как вал-шестерни), их обычно не более трех-четырех наименований на каждом экскаваторе. Износ их – явление редкое.

У центральной цапфы активному износу подвержена рабочая часть шейки, хотя она и является деталью длительного срока службы. Запас прочности по основному сечению цапфы позволяет производить двукратное ее восстановление.