Оценка работоспособности машин лаборатории ГСМ филиала УК «Кузбассразрезуголь» Кедровский угольный разрез, страница 6

       ТР проводится по мере надобности и в зависимости от правильности и своевременности его проведения зависит нормальная работа автосамосвала на линии и выполнение им плана. В данном случае диагностика служит для своевременного выявления и устранения неисправностей и отказов, для того чтобы они в свою очередь не повлияли на работу остальных механизмов, что в свою очередь уменьшает простои автосамосвалов в зоне ТР, а также стоимость и трудоемкость операций по ТР.

       К основным факторам влияющим на затраты по ТР относят: пробег автосамосвала с начала эксплуатации, квалификация водителя, качество дорог, климатическая зона, качество эксплуатационных материалов и запасных частей, качество выполнения ремонта, качественное и своевременное проведение диагностики, ТО и ПР, объём работ по ТР чел.-час.

Рисунок 6 - Факторы влияющие на затраты по ТР

       5 Применение и обоснование спектрального анализа для оценки износа и технического состояния редуктора мотор-колеса

       В филиале УК «Кузбассразрезуголь» Кедровский угольный разрез полностью отсутствует метод диагностирования редукторов мотор-колёс по спектральному анализу масла. В связи с успехом такого метода для оценки износа и технического состояния двигателей внутреннего сгорания мы предлагаем внедрить этот же метод диагностирования для редукторов мотор-колёс и провести эксперимент на нескольких выбранных нами автосамосвалах БелАЗ – 75131. Сущность метода заключается в определении в работавшем масле содержания продуктов износа деталей редуктора мотор-колёс и механических примесей.

       Концентрация примесей возрас­тает с увеличением интенсивности поступления примесей в мас­ло, т. е. с увеличением скорости изнашивания механизмов редуктора мотор-колеса. При продолжительной работе редуктора концентрация при­месей возрастает с увеличением исходной концентрации.

       При обновлении масла в редукторе мотор-колеса уровень концентрации примесей в нем изменяется, в зависимости от исходной концентрации, от количества мас­ла в системе и от продолжительности работы редуктора, и зави­сит только от интенсивности поступления примесей. Из изложенного следует очень важный практический вывод. При длительной работе масла в редукторе мотор-колеса, концентрация механических примесей увеличивается, а масло теряет свои смазывающие свойства. Из-за повышенного содержания металла и механических примесей, кинетическая вязкость масла уменьшается. Масло становится не работоспособным для редуктора мотор-колеса. На этом выводе основано применение спектрального метода  определения  технического состояния редуктора мотор-колеса.

       Пользуясь спектральным анализом, определяют концентра­цию примесей в  пробах  масла,  взятых  из  большого   количества   однотипных   редукторов,

которые работают в течение длительного времени в различных условиях эксплуатации. Все редуктора мотор-колёс при этом находятся под тщательным наблюдением. На основании полученных данных устанавливают предельную концентрацию каждого элемента в работавшем масле. Значительное повышение концентрации того или иного элемента в масле свидетельствует об интенсивном износе деталей, для которых этот элемент явля­ется характерным.

       По изменению концентрации примесей в масле можно точно указать, какие именно детали или узлы повреждены.

       Метод обладает высокой чувствительностью и позволяет оп­ределять в масле наличие всех металлов, применяемых в маши­ностроении. Зная характерный для данной детали легирующий элемент и определив содержание этого элемента в работавшем масле, можно проследить износ интересующей детали.

       Таким образом, спектральный анализ позволяет раздельно оценивать суммарный износ нескольких групп деталей. При этом не нужно специально готовить редуктор или разбирать его, до­статочно знать химический состав изнашиваемых деталей.