Оценка работоспособности машин лаборатории ГСМ филиала УК «Кузбассразрезуголь» Кедровский угольный разрез, страница 4

 10 – кольцо упорное; 11 – болт регулировочный; 13 – пробка сливная; 14 – крышка ведущая; 15 – коронная шестерня первого ряда; 16 – крышка водила первого ряда; 17 – водило первого ряда; 18 – пробка контрольная; 20 – крышка редуктора; 22, 27, 37 – пластины стопорные; 23 – солнечная шестерня второго ряда; 24 – сателлит первого ряда; 26 – ось сателлита первого ряда; 28, 31,
35 – кольца уплотнительные; 30, 39 – кольца стопорные; 33 – шайба распорная; 34  –  масленка; 40  –   сателлит второго ряда; 41   –   ось сателлита второго ряда;

43 – кольцо; 44 – манжета; 46, 51 – фильтры; 47 – шланг соединительный;

2 Определение технического состояния редуктора мотор-колёс

       Техническое состояние редуктора мотор-колёс в процессе эксплуатации определяется: внешним осмотром; на слух (шумность работы) и вибрацию; по степени нагрева.

       Внешним осмотром по течи масла можно выявить износ или повреждение манжет, а также появление пор и трещин в корпусе, крышке или ступице. При появление вибрации или повышенной шумности могут быть выявлены случайные поломки или ослабление крепления деталей. По степени нагрева можно определить нарушение регулировки подшипников или изменение уровня масла в редукторе.

       Температура нагрева масла имеет огромное значение при эксплуатации редуктора, так как при повышенных температурах трансмиссионное масло теряет свои смазывающие свойства. В следствии этого, происходит повышенный износ  шестерён и подшипников РМК. Критической считается температура 100 – 110°С. Так как нагрев редуктора определяется на ощупь, а это зачастую не даёт достоверной информации, суть нашей работы заключалась в определение точного технического состояния РМК в процессе эксплуатации автосамосвала, и нами было принято решение, о установке в редуктор мотор-колеса механического датчика указателя температуры масла «УТ-200Д» (рис.4). Принцип действия указателя температуры основан на упругой деформации трубчатой пружины под действием давления насыщенных паров легкоиспаряющейся жидкости, помещённой в закрытом сосуде и изменяющей своё давление в зависимости от температуры измеряемой среды. Деформация пружины через передаточный механизм передаётся на стрелку прибора. Показания с датчика снимались нами, а данные записывались в специально заведённую тетрадь. Была установлена периодичность наблюдения за температурой редуктора мотор-колеса - каждые 30 – 40 минут работы автосамосвала (10 – 15 км пробега). Затем данные по нагреву  РМК  подвергались  компьютерной  обработке,  после  чего строились

графики, где наблюдался характер темпа роста и убывания температуры.

Рисунок 4 – Датчик указатель температуры масла РМК.

Показания датчика снимались при средней температуре воздуха -20 -25°С.

время смены, ч

Рисунок 5 – Диаграмма температуры РМК (правого) автосамосвала

БелАЗ -  75131  №391 за смену

       На диаграмме видно как проявляется рост температуры, при появление нагрузок на редуктор мотор-колеса. Это сказывается крутыми и затяжными подъёмами. Резкие падения температуры  сказываются простоями, связанными

с обеденными перерывами, а также в связи с простоем эксковатора. Так как температура за «бортом» была -25 °С, то редуктору мотор-колеса хватало и 20 минут чтобы остыть.

       После суммирования всех показателей мы пришли к выводу, что целесообразней строить графики по максимальному нагреву. С каждого дня замеров бралась только максимальная температура нагрева редуктора мотор-колеса.

       При помощи такого датчика, водитель может постоянно следить за температурой РМК и при её резком повышение немедленно сообщать в диспетчерскую службу предприятия. Для удобства водителю, мы предлагаем установить такой датчик в кабине и чтобы сигнал на него передавался через спутниковую навигационную систему. Если температура редуктора постоянно высокая, то необходимо взять пробу масла для проведения спектрального анализа.

       3 Особенности эксплуатации автосамосвалов на разрезах ОАО УК «Кузбассразрезуголь»